Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Маленький пробег, один хозяин, не бита, не крашена
ВВС США внесли в контракт с компанией SpaceX модификации, позволяющие использовать повторные бустеры для запуска спутников GPS-III.
408336_original.jpg

Изначально - контракт на запуск спутников GPS требовал от SpaceX:
- первое - использование только новых бустеров
- второе - использование бустеров в "невозвращаемом варианте" - то есть, без ног и крылышек, и всё топливо бустера тратится на создание резерва по перформансу.
Теперь - USAF позволили:
использовать бустеры в возвращаемом варианте (начиная с GPS III SV-03 и по GPS III SV-06 - последний в рамках текущего контракта)
плюс - на двух последних запусках (GPS III SV-05 и GPS III SV-06) использовать повторные бустеры.

За это они получили от SpaceX скидку в $52M.
Первоначальная цена этих четырёх пусков была ~ $393M

Да, быстро это у SpaceX получилось. Первый запуск повторным бустером состоялся в марте 2017 (SES-10).
Потребовалось всего три с половиной года - чтобы набрать достаточную статистику и убедить в надёжности - самых упрямых и консервативных заказчиков.
Которые, кстати, ещё и самые богатые :)

PS: это маленькое событие можно ещё назвать гвоздиком в гроб коммерческим надеждам Роскосмоса - гвоздиком маленьким, но последним и окончательным.
Теперь эти надежды можно смело хоронить - вернуться в пусковой бизнес Роскосмосу уже не удастся.
 

Петров

Турист
На МКС после долгих поисков обнаружили место утечки воздуха.

Как выяснилось, негерметичным оказался российский модуль «Звезда».
«Роскосмос» раньше настаивал на том, что место утечки нужно искать в американском сегменте станции :)
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Вы можете спросить - а хорошие новости о космонавтике есть?
Есть!
Только что с Байконура запущен корабль "Союз МС-17" с 64-й экспедицией МКС в составе россиян Сергея Рыжикова (взял с собой на орбиту Евангелие, камень с горы Фавор и частицу русской земли), Сергея Кудь-Сверчков (представьте, какое он получит прозвище, если впоследствии вздумает критиковать Дмитрия Рогозина), и американка Кэтлин Рубинс, это последний поолёт американцев на российском корабле.
На ракету-носитель "Союз-2.1а" нанесли большую надпись "Самбо", которая стало не видно после заправки ракеты (ее закрыла изморозь).
Благодаря тому, что используется быстрая схема полета корабля к Международной космической станции, сама станция в момент запуска корабля оказывается почти над стартовым комплексом, и космонавты с обиты сделали интересные снимки стартующего к ним "Союза".
На которых хорошо видно, как чадят черным выхлопом керосиновые двигатели "Союза"...
В общем, "старый конь борозды не портит", что уже само по себе хорошая новость
21.jpg 22.jpg 23.jpg
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
"Звёздные" войны продолжаются

Новый сюрприз от блока Звезда - теперь там отказала "система подачи кислорода" ("oxygen supply system").
На запрос Agence France-Presse проедставитель Роскосмоса сообщил, что опасности для экипажа нет,
кислородная система американского сегмента работает штатно.
Также - цитируют слова Геннадия Падалки относительно ресурса российского сегмента:
«...veteran Russian cosmonaut Gennady Padalka said that the Russian equipment aboard the ISS was well past its use-by date.
"All modules of the Russian segment are exhausted," said Padalka, who holds the world record for most days spent in space.
He added that the equipment should only be used for 15 years whereas it was now two decades old.»


Так что возникает вопрос о продолжении строительства российского сегмента
- насколько оно целессобразно, если центральный блок исчерпал ресурс?

Несколько деталей по возрастающей утечке воздуха из блока Звезда - хронология работ:
@anik1982space
1. Утечка зафиксирована в сентябре 2019 года (скорость 270 г в сутки)
2. В августе 2020 года возросла в 2 раза - до 540 г в сутки
1:29 PM · Oct 3, 2020
anik
@anik1982space Oct 6
Сегодня также экипаж должен был «прослушать» место за индикатором потока. По крайней мере, к этой операции готовились. Если правильно понял, то индикатор потока должны были отодвинуть в сторону.
anik
@anik1982space Oct 7
18. 6 октября Иванишин с помощью индикатора потока и инфракрасной камеры исследовал две возможных зоны утечки воздуха: первый - в районе оборудования широкополосной системы связи (был выявлен по движущимся пылинкам на снимках камеры GoPro), второй - в районе трубопроводов.
anik
@anik1982space Oct 7
Инфракрасную камеру Анатолий посчитал бесполезной без навыка работы с ней: поверхности на экране бликовали, а разноцветные изображения не давали выявить место утечки.
anik
@anik1982space Oct 7
На ночь в промежуточном отсеке модуля «Звезда» установили две камеры GoPro: одна смотрела на место, где стоял мановакуумметр, вторая - в район оборудования ШСС. Также в районе ШСС поставили датчик потока. Отсек заполнили смастерёнными индикаторами и люк закрыли.
anik
@anik1982space Oct 7
19. 7 октября Вагнер накладывал полиэтиленовые пакеты на все свободные от грузов поверхности промежуточной камеры модуля "Звезда" (работы еще не завершены). Он также провел измерения измерителями потока и снова заклеил лентой и скотчем стык стыковочного агрегата (как смог).
anik
@anik1982space Oct 8
20. 8 октября Иван обклеил стык стыковочного агрегата и накладывал полиэтиленовые пакеты в промежуточной камере. Американским механическим индикатором утечки FLI он обследовал магистрали системы терморегулирования, гермовводы, заправочные клапаны и иллюминатор - ничего.
anik
@anik1982space Oct 8
На ночь в очередной раз планируется разместить камеры GoPro с «индикаторами» и закрыть люк в промежуточную камеру модуля «Звезда»
anik
@anik1982space Oct 8
Одна камера GoPro снимает общий план с мановакуумметром и «интересным» местом в районе трубопроводов системы терморегулирования, вторая - «интересный» район гермоплаты волновода (судя по всему, ШСС)
anik
@anik1982space Oct 9
21. 9 октября, открыв люк в промежуточную камеру, Вагнер сообщил, что камера GoPro (всю ночь должна была снимать мановакуумметр) отключилась из-за плохой подстыковки кабеля аккумулятора PowerBank. По снимкам давление - 715-720 мм рт.ст., вчера при закрытии люка было 732. Течёт...
anik
@anik1982space Oct 9
Ивана попросили загерметизировать американским герметиком два места в промежуточной камере: зона с трубопроводами системы терморегулирования и зона платы гермоввода волноводов широкополосной системы связи (к последней ещё и подобраться надо, сняв часть оборудования ШСС)
anik
@anik1982space Oct 10
22. Утром 10 октября выяснилось, что давление в промежуточной камере модуля «Звезда» за ~12.5 часа снизилось с 727 до 634 мм рт.ст. (то есть ~7 мм рт.ст. в час). Раньше было ~8-9 мм рт.ст. в час. Пока непонятно, снизился или нет темп утечки.
anik
@anik1982space Oct 10
10 октября Вагнер заклеил скотчем треть всех сварочных швов в промежуточной камере. Ещё он обратил внимание, что четыре пластиковых пакета немного сдулись. Но, по его словам, это связано с тем, что они неплотно обклеены по периметру скотчем, а не с тем, что в этой зоне утечка.
anik
@anik1982space 12h
23. 11 октября Иван продолжил заклеивать сварочные швы скотчем в промежуточной камере модуля «Звезда». В ночь на сегодня люк в камеру был снова закрыт. По итогам темп утечки сохраняется - те же самые ~7 мм рт.ст. в час.
anik
@anik1982space Oct 14
24. За 18 часов давление в промежуточной камере «Звезды» (люк закрыли 13 октября), снизилось с 732 до 610 мм рт.ст. То есть скорость ~6-7 мм в час. Экипаж «Союза МС-17» привёз с собой дополнительное оборудование для поиска и модернизированный герметик для устранения утечки.
anik
@anik1982space 9h
25. Вечером 14 октября Иванишин и Вагнер по собственной инициативе прикрыли люк в промежуточную камеру, разместили в ней пакетик чая и увидели, что он медленно перемещается в сторону оборудования широкополосной системы связи. Специалисты попросили заклеить это место скотчем.
anik
@anik1982space 3h
Как оказалось, чаинки скопились возле трещины в корпусе.
Иван кусочками поролона и пленки сделал пузырь в этом месте - и спустя пару часов пузырь сдулся, то есть это место утечки.
Теперь экипаж на время снова закроет люк в промежуточную камеру для контроля давления.

=========
P.S. скотч это именно космический материал, можно еще соплями клеить.
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Космический корабль OSIRIS-REx спустился на поверхность астероида Бенну, размером примерно с Эмпайр-стейт-билдинг, и коснулся его своей роботизированной рукой, чтобы получить образец материала. Астероид Бенну содержит нетронутый материал, образовавшийся в результате формирования Солнечной системы около 4,5 миллиардов лет назад, потенциально включая органические молекулярные предшественники жизни на Земле
 

Step

Продължително пребиваващ
... роскосмос поставил задачу высадиться на Луне к 2022 году :O_O:
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Вы видели - мокрый электрон?

Ну, собственно "электрона" вы тут не увидите (ни мокрого, ни сухого), sorry...
Здесь же речь пойдёт о новозеландской фирме Rocket Lab - и их ракете Электрон.
Сегодня состоялся успешный запуск Электрона - уже шестнадцатый, кстати.
И на сегодняшнем пуске они сумели - впервые - вернуть первую ступень - целую и на вид даже не поцарапанную и не подгорелую.
Что, кстати, не так уж просто, если вспомнить, что Электрон сделан из углеволокнистого композита. Который к местному перегреву относится хуже, чем металл.
В общем, чтоб провести бустер обратно через атмосферу - надо много и тщательно моделировать:
1.jpg
Но это - лишь теория.
А вот это - уже поближе к практике:
2.jpg
А вот это уже собственно ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ: возвращённый бустер ракеты "Электрон".
Почти как новый :)
3.jpg
И называется это - **Не бита, не крашена, один хозяин, малый пробег!**

А если серьёзно - это первый шаг на пути к многоразовым ракетам.
Это ещё не всё - далеко не всё: научиться возвращать - это одно, а научиться повторно использовать - это совсем другое.
Однако - и просто возвращённый бустер - причём не разбитый, а совершенно целый - это шаг к межпланетным полетам.
Это и возможность исследовать двигатели - после реального полёта,
возможность испытать прочностные характеристики корпуса - после реального полёта,
как и многие другие "после полёта" - это путь к созданию более надёжной и более дешевой ракеты.
До сих пор такой возможностью располагала только фирма SpaceX.
Теперь она есть и у Rocket Lab.

Go Rocket Lab!
Go Electron!
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
16 декабря 2020, 19:18

Кто построил МКС? (Двухсерийный телеспектакль)
Первая серия – в двух эпиграфах, трёх дисклеймерах и трёх разговорах, с циничным домашним заданием и сентиментальными танцами.
1.jpg
Недавно прошёл юбилей МКС – 20 лет непрерывной работы станции с экипажами.
Поскольку он сопровождался некоторым всплеском гордости за отечественную космонавтику – в прессе и особенно в блогосфере – то было бы полезно добавить к этим разговорам простых цифр. А то уж очень бодро сетевые знатоки рассказывают про построенную Россией «половину МКС». Или даже просто про «построенную Россией МКС», поскольку у этих пиндосов никакого практического опыта в строительстве орбитальных станций – не было. Ну, какого именно опыта не было у НАСА – с уже выполненными программами SkyLab, SpaceLab и SpaceHub – это разговор отдельный. И длинный. Поэтому в этом посте я оставлю в стороне сопоставление накопленного опыта, и разберу только материальные результаты строительства.
Два предварительных замечания, типа эпиграфы:
Эпиграф первый – по блоку Заря.
Блок Заря были построен и запущен на деньги НАСА – целиком и полностью.
Техзадание на этот блок было разработано НАСА – тоже целиком и полностью.
Блок Заря является собственностью НАСА, причем не «формально», а юридически.
И физически – тоже: никаких работ по модификации Зари – без разрешения и участия (наблюдения) специалистов НАСА – проводиться не может.

Поэтому, большая просьба – воздержаться от дискуссий по теме «кому на самом деле Заря принадлежит?» Пустое.
И вопрос «А почему на сайте РКК Энергия модуль Заря указан в разделе "Российский сегмент МКС"?» тоже задавать не надо. Пустое.

Эпиграф второй – экономического анализа (типа – «кто сколько потратил на МКС?») здесь не будет.
Во-первых, потому, что коэффициенты конверсии и инфляции у доллара, иены и евро – не постоянны, и меняются во времени. Соответственно, перевод из одной валюты в другую – в ретроспективе – не так прост. С рублями – всё несколько сложнее, и не только из-за припадочного характера рублёвой инфляции.
Но ещё и потому (во-вторых), что рубль умеет испаряться в виолончельные офшоры, и те рубли, что (вроде бы) полагалось использовать для развития российского Космопрома – они в результате развивают кораблестроение элитных яхт в Италии или рынок недвижимости (тоже элитной) на Островах Зелёного Мыса.
Поэтому никакой бухгалтерии здесь не будет.

А разговор пойдёт только о килограммах, кубометрах и киловаттах. А потом будет ещё разговор про строителей – но это уже во второй серии.

РАЗГОВОР ПЕРВЫЙ – про КИЛОГРАММЫ
Выведение груза на орбиту остаётся и по сей день серьёзной технической проблемой. Соответственно, общий вес конструкций российского и американского сегментов – это вполне удобный критерий для сравнения. Однако, как и во всяких скрупулёзных подсчётах, тут есть масса деталей – мелких и не очень мелких, и в них надо разбираться. Поэтому –
Дисклэймер №1:
На вопрос типа «А у вас получается общий вес МКС меньше 350 тонн, а в вики написано, что МКС весит 420 тонн. Вот как вам после этого верить?» – ответа не будет.
Точнее, ответом будет бан.
Потому что если вы не понимаете, почему вес пустых кухонных шкафчиков, указанный в накладной доставки из Икеи – меньше веса тех же шкафчиков – но уже собранных и набитых всякой всячиной – вам не место у меня комментах. Не тот уровень интеллекта.

Далее, по поводу упомянутой массы деталей.
Одна деталь здесь такая – некоторые (многие) модули доставлялись на МКС, скажем так – не в полном комплекте. Кое-что доставлялось позже, другими рейсами. Например, запчасти и/или инструменты для обслуживания. И строго говоря, подобные добавки следует отнести скорее к конструкции «шкафчика», а не к «кухонной утвари». Т.е., следовало бы включать эти добавки в вес модуля. Но я выбрал другой подход – совершенно формализованный: во всех случаях я брал вес модуля – «по доставке на МКС». Достоинства такого подхода: простота и, главное, воспроизводимость результата. То есть, каждый, кто захочет повторить мои расчёты – он просто берёт пресс-релиз по запуску соответствующего Шаттла и находит в нем раздел «Вес Грузов» (простота). И в результате сумма получается такая же, как и у меня (воспроизводимость).
Результаты представлены ниже на Рисунке 1, левая панель:
на российский сегмент приходится 9.5% массы МКС.
Здесь, по массе, российская «половина МКС» получилась меньше одной десятой.
2.jpg

РАЗГОВОР ВТОРОЙ – про КУБОМЕТРЫ
Ну, здесь всё немного проще, чем с килограммами – меньше нюансов.
Но всё-таки нюансы есть, например – «герметизированный объём» и «обитаемый объём».
Первый – это объём, ограниченный герметичной оболочкой модуля. Второй – это объём внутри герметичной оболочки и НЕ занятый аппаратурой. Соответственно, обитаемый объём – заведомо меньше (и иногда сильно меньше) герметизированного объёма. Этим пользуются некоторые рунетные специалисты, и я не раз видел следующий несложный фокус. При сравнении корабля Союз с Джемини – для Союза берут герметизированный объём, но сравнивают его – с обитаемым объёмом Джемини. И с помощью такого легкого движения руки Джемини превращается в «очень тесный корабль».
Так вот, здесь я использовал только герметизированные объёмы. Поэтому –
Дисклэймер №2:
Не надо «перепутывать» герметизированный и обитаемый объём. У меня в журнале этот фокус не прокатит.
Отдельной строкой – не надо умножать число Пи на квадрат максимального радиуса модуля и его же максимальную длину.
Попытка представить произведение как «объём» даст вполне предсказуемый результат (см. Дисклэймер №1).
Результаты представлены выше, на Рисунке 1, правая панель:
на российский сегмент приходится 14.2 % объёма МКС.
Здесь, в мартышках по объёму, «половина» получилась – одной седьмой.

РАЗГОВОР ТРЕТИЙ – про КИЛОВАТТЫ
На орбите - для пилотируемого корабля/станции - работает принцип, который формулируется всего тремя словами:
«Электричество – это жизнь»
И это не литературная метафора и не художественная гипербола – это суровая правда жизни.
Даже хуже – это жестокая правда смерти.
*** На аварийном корабле (или станции), где электричество кончилось совсем – экипаж погибнет задолго до окончания запасов еды-воды-кислорода, в течение считанных часов после окончания электричества. Потому что без электричества => не работает вентиляция => не действуют углекислотные скруберы => экипаж погибнет от отравления выдыхаемой углекислотой.
*** На аварийном корабле/станции, где электричество не кончилось совсем, но его едва хватает на работу систем жизнеобеспечения – ситуация для экипажа всё равно отчаянная. Компьютеры, навигация, ориентация и двигатели – не работают. Без внешней помощи экипаж пропадёт, а организовать её проблематично, поскольку связь – без электричества – тоже не работает.

Итак, электростанция МКС – это очень важный компонент станции.
Мягко говоря.
Величины электрических мощностей для российского и американского сегментов представлены на рисунке 1А:
на российский сегмент приходится лишь 5.3 % от общей электрической мощности МКС.
Если измерять в попугаях (в киловаттах):
Российская «половина МКС» здесь равна одной девятнадцатой части.

3.jpg

Дисклэймер №3:
(специально для читателей вики)
На вопрос типа «А почему в вики (или – на сайте EDN, или – у самих NASA!!) написано, что мощность МКС 85-120 киловатт?! Вот как вам теперь верить??» – ответа не будет.
Точнее – см. дисклеймер №1.

А для тех, кто вопрошать не стал, но и сам не догадался – о причине расхождения в цифрах,
то по-английски тут можно объяснить одним словом:
Redundancy.

По-русски будет длиннее:
Создание избыточной системной ёмкости для использования в аварийной ситуации.

Да – потребление станции обычно не превышает 100 кВт.
А распределительная электросистема и система охлаждения – действительно рассчитаны на потребление не более 120 кВт.
Тем не менее каждое «крыло» энергетической системы МКС имеет номинал «до 31 киловатта». Все восемь крыльев – имеют вместе 8*31 = 248 кВт. Зачем это сделано? – Именно для неё, для redundancy.
Например:
Если по какой причине половина крыльев выйдет из строя – и на оставшихся четырёх станция продолжит работу в режиме «как ни в чём не бывало»: Три крыла обеспечат станции 93 кВт, четвёртое будет в резерве. Приборы и лаборатории смогут работать в обычном режиме – пока идет ремонт неисправных узлов в аварийных крыльях.
Ещё хуже например:
Если все семь крыльев выйдут из строя – то и на последнем-единственном крыле – станция будет обеспечена энергией для всех критичных систем с избытком: СЖО, связь, навигация, ориентация – недостатка по питанию испытывать не будут. Экипаж сможет спокойно провести работы по консервации станции, а не эвакуироваться, как при пожаре.

Кстати, загадка для тех, кто любит играть в ЧГК:
Требование в 31 кВт номинала для одного крыла – взялось у НАСА «не с потолка».
Но при том – оно не было обосновано какими-то моделями или расчетами.
С чем связан выбор такой величины? Или – как этот выбор обосновали?
(использование интернета, справочников и учебников – не только не запрещается, но – приветствуется)

Ещё деталь – маленькая, но существенная – я знаю, что многие из рунетных читателей вики – они человеческий язык понимают плохо и простых объяснений или ссылок на здравый смысл – им мало. Они требуют – пруфы. Так вот, на рисунке 1Б – именно для них – и именно такой пруф – для величины 248 кВт.
(Специально не стал отрезать адресную строку – набирайте, скачивайте, наслаждайтесь оригиналом).
4.jpg

Ну и напоследок в разговоре про киловатты – рисунок 1В – просто картинка, но достаточно символичная.
Именно такой видели МКС – двадцать лет назад – астронавты шаттла Endeavour в декабре 2000 года.
Я лишь добавил величины электрической мощности солнечных батарей.
5.jpg

Домашнее задание – для подготовки к разговору о строителях во второй серии

Задача №1
Дано:
1.
Первые два года строительства МКС полагаются современными историками наиболее критичным и сложным периодом. Примерно по тем же причинам, что закладка фундамента и сооружение несущего каркаса являются критичными – в обычном строительстве.
2. В первые два года на МКС было сделано 20 выходов в открытый космос с общей длительностью 139 часов 8 минут.
3. Из них, российскими космонавтами был сделан 1 (один) выход длительностью 6 часов 14 минут. Остальное время – 132 часа 54 минуты – приходится на астронавтов НАСА.
4. Если выразить в процентах, то НАСА сделала 95.5% работы в открытом космосе, а Роскосмосом было выполнено 4.5%.
Задание:
Подберите глагол, наиболее точно описывающий участие Роскосмоса в совместном проекте «строительство МКС» в указанный период. По желанию – можно добавить обстоятельство образа действия.
6.jpg
Задача №2
Дано:
1.
На рисунке 2 показано сравнение российского сегмента МКС – по массе и объёму – со станцией Мир.
2. Станция Мир была построена за 10 лет.
3. Строительство российского сегмента МКС тянется уже 20 лет, причем с привлечением внешней помощи – как в виде денег (Заря), так и в виде вывода на орбиту (Рассвет).
4. Тем не менее даже в сравнении со станцией Мир - российский сегмент МКС выглядит бледновато. Мягко говоря.
Задание:
Объясните – почему так получилось?
По возможности кратко, в идеале – одним предложением.
При этом желательно обойтись без мата.
(Ну, я предупреждал – задание будет циничное).

А теперь оставим Роскосмос наедине с его печалями.
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Реалии российской космонавтики
Из вчерашних переговоров космонавта Рыжикова и подмосковного Центра управления полётами:
"Мы сейчас практически не понимаем, в какой части ПрК у нас еще дополнительная течь. Мы теряем уже резерв безопасности по газам и вынуждены будем в ближайшее время эту проблему как-то решать..."
666890.jpg
РS: ПрК - промежуточная камера модуля "Звезда" (примерное местоположение показано стрелкой); а декабрьский грузовой корабль "Прогресс" с ремкомплектом для ремонта трещины и запасом кислорода для дыхания (запас которого на станции снижается до критических объёмов), по последним графикам летит только в феврале.
Трещин уже несколько, найти их не получается, и сейчас космонавты вынуждены забивать эту камеру чем попало, пытаясь обклеить её стены полиэтиленовыми пакетами...
И пока Роскосмос упивается запуском "Ангары-А5", NASA ведёт шокирующие репортажи с МКС...
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
В российском блоке МКС закончились продукты питания.
Хорошо, что за стенкой враги.
В очередной раз не дали с голоду умереть.
Выручили. Накормили.
 
  • Like
Реакции: STT

STT

Турист
Опять, бездуховные, окорочка передали?! Ну никак не уймутся... Не понимают, что родина это не только берёзки, но и отсутствие сортира, воздуха и еды. А им - санкционку!:mad:
А вот интересно, что бы россияне в такой ситуации сделали? Ставлю на то, что открыли бы "чепок" и вывесили ценник в биткоинах.
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Россию исключили из экспертной группы по лунной программе
25.01.2021

Представителей России исключили из экспертной группы по обсуждению перспектив создания окололунной станции Gateway, сообщил источник в ракетно-космической отрасли.
По его словам, решение принято после многократных заявлений российской стороны о недостаточной роли в проекте.
"Представители России исключены из обсуждения по этой тематике, исключены из рассылок писем, обсуждений, доступа к материалам", — сказал источник.

Луны станцию Gateway. В 2017 году "Роскосмос" и НАСА заключили соглашение о совместных работах, но позднее генеральный директор российской госкорпорации Дмитрий Рогозин отметил, что Москва не может позволить себе участвовать в Gateway, так как ей отвели недостаточно большую роль, а сам проект он назвал американоцентричным.

России доверили изготовить только один модуль станции — шлюз для выходов в открытый космос. Основной вклад в проект вносили США. Соответственно вкладу учитывалась роль страны в проекте. Рогозин заявил о готовности участвовать в проекте, если он будет основан на принципах равноправия, как Международная космическая станция.
В пресс-службе госкорпорации "Роскосмос" сообщили, что последний раз участвовали в профильной встрече в июне 2020 года. Это был организованный НАСА многосторонний онлайн-брифинг с участием руководителей международных космических агентств по вопросам основных приоритетов в области пилотируемого и робототехнического освоения Луны и дальнего космоса, в том числе проекта Gateway.
 
Сверху