Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума

Vadim Lukashevich


В предыдущем посте выразил свое отношение к роли Бориса Ельцина в происходящем сегодня в России. Сильно себя сдерживая.
Дело в том, что, работая над продолжением вышедшей в 2009 г. книги "Космические крылья", я много и детально анализировал разрушающее действие "ельцинской эпохи" на развитие нашей космонавтки через историю проекта авиационно-космической системы 9А-10485 (МАКС) НПО "Молния", и личную роль в этом Ельцина, курировавшего НПО "Молнию" в силу дружественных связей (еще по Свердловску) с тогдашним гендиректором "Молнии" Александром Башиловым.
Вот всего лишь один фрагмент из множества из еще неопубликованной рукописи, отрывок из главы "Год 1991-й: Смутные времена" (эпиграфом для которой является изречение Станислава Ежи Леца: "Следы гигантов? Нет, это башмаки клоунов"):
"События лета 1991 г. повлияли на МАКС самым негативным образом – у него поменялся заказчик. Точнее, номинально заказчик остался прежним, но изменились его взаимоотношения с исполнителями работ. Все дело было в том, что после провала августовского путча к руководству страны, к управлению различными министерствами и ведомствами в одночасье пришли люди, основной заслугой которых была поддержка Б. Н. Ельцина 19-22 августа и/или бойкотирование действий ГКЧП. Вся советская система подбора и расстановки руководящих кадров была нарушена. С этого момента в истории постсоветской России профессионализм и преданность порученному делу уже не являются основными критериями при назначении на руководящую должность – на первое место вышла лояльность вышестоящему руководству, дающая взамен определенную свободу для реализации собственных интересов. Отныне государственная служба и бизнес как средство (и способ) личного обогащения для многих слились в едином виде деятельности. Не стало исключением и Министерство обороны России. Чтобы понять суть перемен, нужно вернуться на несколько лет назад.
…Летом 1989 года главный конструктор "Бурана" Г. Е. Лозино-Лозинский собрал своих заместителей и поставил перед ними новую важную задачу – НПО «Молния» должно в полной мере овладеть всеми вопросами выведения на орбиту. До сих пор, создавая «Буран», коллектив «Молнии» решал задачу спуска с орбиты, но теперь командование ВВС, после блестящего решения Минавиапромом задачи автоматической посадки «Бурана», взяло стратегический курс на самостоятельное создание многоразовых космических (в т.ч. авиационно-космических) систем без участия Минобщемаша. Опыт работы в кооперации с МОМом при его головной роли свидетельствовал, что вопросы межотраслевого взаимодействия, взаимного «притирания» предприятий, согласования различных принципиальных подходов к созданию новой техники, идеологии проектирования, научных школ, отраслевых стандартов, методик испытаний, с учетом закоренелых противоречий между МОМом и МАПом существенно, на годы тормозят и на миллиарды рублей удорожают разработку новых систем. К тому же взгляды на целевое (боевое) применение аппаратов и роль человека на борту у ракетчиков и авиаторов не просто различались, а зачастую были прямо противоположны. Поэтому, убедившись в своей способности создать воздушно-космический самолет, который сможет функционировать на орбите и благополучно вернуться на Землю по-самолетному, ВВС приняли стратегическое решение овладеть методикой выведения на орбиту втайне от своего конкурента – Министерства общего машиностроения. Для этого заказывающим управлением ВВС были выделены значительные деньги, под которые была организована совершенно секретная НИР «Ракета-МАП». Головным исполнителем НИР стало НПО «Молния», в котором работой руководил начальник проектного отделения Эдуард Николаевич Дудар. Работа была рассчитана на 5 лет с ежегодным бюджетом 800 тыс. рублей (около $1,2 млн.). В рамках этой работы ставилось две цели – на первом этапе необходимо было любой ценой заполучить существовавшие в Минобщемаше методики, программы и нормативные документы, используемые при проектировании и отработке средств выведения, а на втором этапе – их освоить, адаптировать под свои требования и усовершенствовать. Причем желательно это было сделать таким образом, чтобы руководство МОМа и входивших в него предприятий ни о чем не догадывалось. В этих условиях НПО «Молния» пришлось действовать на личных контактах и связях, возникших в ходе реализации проекта «Энергия-Буран».
Методика работы была следующей – на предприятиях МОМа, обладавших необходимыми методиками (программами, документами и т.д.), выбирались ключевые специалисты, участвовавшие в работах по «Бурану» и настроенные лояльно к НПО «Молния», и из них формировались «временные трудовые коллективы», которым и поручалась определенная работа. Так пришлось работать, в частности, с головным институтом Минобщемаша ЦНИИМашем и головным предприятием ракетостроительной отрасли – НПО «Энергия». С другими организациями, настроенными менее враждебно или не входившими в МОМ, а тем более с входившими в МАП, заключались прямые договора. В их числе были Военный инженерный Краснознаменный институт (ВИКИ) им. А. Ф. Можайского в Ленинграде, МОКБ «Марс», НПО АП, киевское ОКБ им. О. К. Антонова, МАИ и другие.
В результате этой работы были позаимствованы основные расчетные методики по этапу выведения, позволявшие приступить к самостоятельной разработке аналогичных методик, адаптированных к требованиям ВВС, и к созданию на их основе бортовых систем управления авиационно-космических средств выведения. Благодаря хорошему и устойчивому финансированию работы продвигались очень успешно. На основе «чужих» расчетных методик удалось создать свои, которые, при меньших объемах, были более гибкими и выдавали значительно более точные результаты, чем исходные «МОМовские» программы.
После всесторонней отработки созданных методик НПО «Молния» приступило к созданию бортового цифрового вычислительного комплекса. Основным подрядчиком в этой работе выступил ленинградский ВИКИ им. Можайского. При выполнении НИР была организована четкая финансовая дисциплина – деньги распределял и отвечал за результаты каждого этапа с их обсуждением на научно-техническом совете «Молнии» лично Эдуард Дудар под пристальным вниманием Г. Е. Лозино-Лозинского. Благодаря этому все выделяемые ВВС средства были использованы целевым образом, что выглядит неправдоподобным с точки зрения сегодняшних реалий.
Работы шли ударными темпами три года до конца 1991 г. Перед подготовкой очередного годового отчета Дудару позвонили смежники из ВИКИ и сообщили, что ситуации в заказывающем управлении ВВС кардинально поменялась:
- Там пришли к руководству совершенно новые люди, поэтому при встрече ни в коем случае не нужно напирать на существо и результаты выполняемых работ, а нужно брать с собой много дорогого коньяка и прочих подарков…
Дудар не поверил сказанному, но то, что он услышал во время очередного посещения заказчика, его просто шокировало! Вот как он вспоминал впоследствии:
«Я не встретил ни одного знакомого лица в заказывающем управлении ВВС. После августовского ГКЧП все посты мгновенно заняли люди, единственной заслугой которых являлась своевременная поддержка Б. Н. Ельцина. В кабинете меня встретил совершенно новый, очень тучный человек с отекшим лицом. Его совершенно не интересовала наша работа и ее результаты, он даже не притронулся к моим документам. Не успел я буквально переступить порог, как он задал волнующий его вопрос – когда мы сможем «откатить» ему требуемую сумму после того, как он подпишет нам Акт по итогам 1991 года и мы получим деньги. При этом он назвал такую желаемую сумму «отката», что нам практически ничего не оставалось на работу – этих денег хватало только на выпуск пустого отчета, формально закрывающего потраченные средства. Я попытался спорить:
- Как же так, ведь мы работаем на страну, на оборону Родины, на ВВС?!
И услышал в ответ крик:
- Какая к черту страна?! Вы что, не понимаете, что происходит? Выгляните в окно – да ваша Родина в полной жопе, все рушится, разваливается, все продается, разворовывается! Нужно успеть урвать хоть что-то!
Возникла перепалка, в ходе которой я заявил, что с этими взяточниками и казнокрадами работать не хочу и не буду. Финансирование НИР «Ракета-МАП» как отрезало…»
PS: для справки: Эдуард Дудар - нынешний главный конструктор НПО "Молния". Того, что от нее осталось...
PPS: на моих снимках - макет хвостовой части орбитального самолета МАКС в зале статических испытаний НПО "Молния". Когда он там еще был...
 

Вложения

  • 1.jpg
    1.jpg
    331 КБ · Просмотров: 1
  • 2.jpg
    2.jpg
    442,8 КБ · Просмотров: 2
  • 3.jpg
    3.jpg
    421,3 КБ · Просмотров: 2
  • 4.jpg
    4.jpg
    176,3 КБ · Просмотров: 2

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Vadim Lukashevich
КРИВОЙ "ПРОГРЕСС"
Сегодня грузовой космический корабль "Прогресс МС-16", запущенный с Байконура 15 февраля, не смог пристыковаться к российскому сегменту Международной космической стации в автоматическом режиме. На этапе сближения со станцией, когда до модуля "Пирс" оставалось 20 метров, произошло отклонение грузовика по крену более 30 градусов. В результате космонавтам пришлось взять управление на себя, и пристыковать грузовик в ручном (телеоператорном) режиме управления.
И пока Рогозин неопределенно говорит о причинах, я скажу конкретно - что там случилось.
Но начну я с аналогичной ситуации, случившейся
во время стыковки автоматического грузового корабля "Прогресс МС-15" к МКС 24 июля 2020 года. Тогда корабль подходил к станции с отклонением по крену, а после стыковки было зафиксировано прохождение команды на расстыковку. И пока Роскосмос три недели отмалчивался, я обратил внимание на то, что на фотографиях подходившего к станции грузовика сильно повреждены экраны радиотехнической защиты системы автоматической стыковки "Курс". Такие серьезные повреждения возможны только в момент отделения головного обтекателя, который не только повредил экраны, но и погнул расположенные над экранами антенны системы сближения, из-за чего и возникли отклонения по углам во время сближения грузовика со станцией. И уже на следующий день Роскосмос признал, пообещав доработать головной обтекатель, который до этого более сорока лет отделялся нормально.
Подробности той истории здесь
И вот сегодня, при стыковке следующего грузовика "Прогресс МС-16", та же проблема с возникновением крена выше предельных значений при стыковке. Потому что, как и в июле прошлого года, при выведении корабля на орбиту сбрасываемый головной обтекатель снова долбанул по кораблю, повредив одну из антенн системы автоматической стыковки "Курс". Тот самый головной обтекатель, который в прошлый раз Роскосмос пообещал доработать.
В итоге свернутая антенна, отвечающая за стабилизацию по крену, привела к уходу линии визирования, и режим автоматической стыковки был сорван.
Никогда такого не было, и вот опять.
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Они это сделали!!!
Вот настоящие лидеры космонавтики!
1.jpg2.jpg3.jpg4.jpg5.jpg
НАСА успешно посадила на Марс новый ровер "Персеверанс" (настойчивость, упорство). Главной задачей марсохода станет поиск на Красной планете следов бактериальной жизни.

"Персеверанс" стал третьим космическим аппаратом, прибывшим к Марсу за последний месяц: ранее на его орбиту вышли роботы ОАЭ и Китая.
 

Step

Продължително пребиваващ
- Кремль приветствует успехи, которые NASA делает в освоении Марса, но призывает не забывать об отечественной космической программе. Об этом в пятницу, 19 февраля, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Любые успехи в освоении космического пространства это достаточно важно для человечества, их можно только приветствовать. Каждая страна, которая имеет свою космическую программу, находится в состоянии конкуренции в хорошем смысле этого слова наша страна имеет свою собственную амбициозную программу по освоению космоса, давайте ее тоже не будем забывать», — сказал он.
 

Step

Продължително пребиваващ
- УРА !!!

Марсоход Perseverance прибыл на Марс 18 февраля.
Диспетчер NASA отметила, что при посадке аппарата планово раскрылся парашют. За несколько минут до этого перед входом в атмосферу Марса специалисты NASA получили подтверждение, что маршевый двигатель отделился от ровера согласно графику.
Через час после посадки марсохода президент США Джо Байден поздравил специалистов NASA с этим событием.
Руководство госкорпорации «Роскосмос» 19 февраля также поздравило NASA с успешной посадкой марсохода Perseverance на Марс.
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Прыжок Starship SN10 прошел почти удачно.

Старт, подъем, маневрирование, спуск и посадка прошли удачно.
Но потом немного постоял (8 минут) и взорвался...
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
А что там на Марсе?
1.jpg2.jpg3.jpg4.jpg5.jpg

Последние снимки с Марса свидетельствуют: марсоход Perseverance еще никуда не едет, но уже опробовал ходовую часть. Сегодня он прошел первые 6,5 метра по марсианской поверхности, затратив на это 33 минуты (4 метра вперед, потом разворот на 150 градусов влево, и отход назад на 2.5 метра). Впоследствии, в ходе выполнения программы исследований, предполагается, что он сможет проходить за день до 200 метров.
Место посадки марсохода получило неофициальное название "Приземление Октавии Э. Батлера" в честь покойной писательницы-фантаста, уроженки Пасадены Октавии Э. Батлер, ставшей первой афроамериканкой, получившей престижные премии Ньюбла и Хьюго.
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума

Каждой твари - по паре

477263_original.jpg
Два Фалкона на стартовых столах - слева SLC-40, GPS-III, справа вдали - LC-39A, batch of Starlinks; photo - SpaceX
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Дрон на Марсе
Рукотворный дрон-вертолет на поверхности другой планеты в двухстах шестидесяти восьми миллионах километров от нас.
Даже если не взлетит - такие фотки уже сами по себе фантастика!

501.jpg502.jpg503.jpg504.jpg

Автоматизированный вертолет Ingenuity впервые продемонстрирует возможность полета в атмосфере Марса 11 апреля.
Стоимость проекта Ingenuity составляет около 85 миллионов долларов.
Закрепленный на днище американского марсохода Perseverance вертолет-разведчик Ingenuity опустили на поверхность Марса.
Об этом свидетельствуют фотографии на сайте Аэрокосмического управления США.
Автоматизированный вертолет Ingenuity впервые продемонстрирует возможность полета в атмосфере другой планеты 11 апреля.
Перед этим марсоход удалится от него на безопасное расстояние, чтобы, в случае чего, не стать "мишенью" падающего дрона.
Стоимость проекта Ingenuity составляет около 85 миллионов долларов. По плану NASA, дрон совершит до пяти полетов.
511.jpg512.jpg513.jpg

Миссия Curiosity

  • Curiosity приземлился на поверхности Марса почти 10 лет назад. Запуск аппарата к Марсу состоялся 26 ноября 2011 года, мягкая посадка на поверхности планеты – 6 августа 2012 года.
  • Curiosity является автономной химической лабораторией. Аппарат должен пройти десятки километров и провести полноценный анализ марсианских почв и компонентов атмосферы. Для выполнения контролируемой и более точной посадки использовались вспомогательные ракетные двигатели.
  • Он также сделал на Марсе множество снимков.
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума

Орбитальное ГАИ для Марса

Информация от Джефа Фоста:
НАСА организует постоянно действующий обмен орбитальной информацией с четырьмя космическими агентствами:
ОАЭ, Евросоюза, Индии и Китая - для обеспечения безопасности спутников на марсианских орбитах.
Да, уже и на марсианских орбитах - движение становится оживлённым - надо вводить ПДД.

Роскосмос не пригласили...
Чтобы быть участником орбитального ГАИ - надо стать участником "дорожного движения".
 
Сверху