- Адрес
- Бургас, България
Vadim Lukashevich
В предыдущем посте выразил свое отношение к роли Бориса Ельцина в происходящем сегодня в России. Сильно себя сдерживая.
Дело в том, что, работая над продолжением вышедшей в 2009 г. книги "Космические крылья", я много и детально анализировал разрушающее действие "ельцинской эпохи" на развитие нашей космонавтки через историю проекта авиационно-космической системы 9А-10485 (МАКС) НПО "Молния", и личную роль в этом Ельцина, курировавшего НПО "Молнию" в силу дружественных связей (еще по Свердловску) с тогдашним гендиректором "Молнии" Александром Башиловым.
Вот всего лишь один фрагмент из множества из еще неопубликованной рукописи, отрывок из главы "Год 1991-й: Смутные времена" (эпиграфом для которой является изречение Станислава Ежи Леца: "Следы гигантов? Нет, это башмаки клоунов"):
"События лета 1991 г. повлияли на МАКС самым негативным образом – у него поменялся заказчик. Точнее, номинально заказчик остался прежним, но изменились его взаимоотношения с исполнителями работ. Все дело было в том, что после провала августовского путча к руководству страны, к управлению различными министерствами и ведомствами в одночасье пришли люди, основной заслугой которых была поддержка Б. Н. Ельцина 19-22 августа и/или бойкотирование действий ГКЧП. Вся советская система подбора и расстановки руководящих кадров была нарушена. С этого момента в истории постсоветской России профессионализм и преданность порученному делу уже не являются основными критериями при назначении на руководящую должность – на первое место вышла лояльность вышестоящему руководству, дающая взамен определенную свободу для реализации собственных интересов. Отныне государственная служба и бизнес как средство (и способ) личного обогащения для многих слились в едином виде деятельности. Не стало исключением и Министерство обороны России. Чтобы понять суть перемен, нужно вернуться на несколько лет назад.
…Летом 1989 года главный конструктор "Бурана" Г. Е. Лозино-Лозинский собрал своих заместителей и поставил перед ними новую важную задачу – НПО «Молния» должно в полной мере овладеть всеми вопросами выведения на орбиту. До сих пор, создавая «Буран», коллектив «Молнии» решал задачу спуска с орбиты, но теперь командование ВВС, после блестящего решения Минавиапромом задачи автоматической посадки «Бурана», взяло стратегический курс на самостоятельное создание многоразовых космических (в т.ч. авиационно-космических) систем без участия Минобщемаша. Опыт работы в кооперации с МОМом при его головной роли свидетельствовал, что вопросы межотраслевого взаимодействия, взаимного «притирания» предприятий, согласования различных принципиальных подходов к созданию новой техники, идеологии проектирования, научных школ, отраслевых стандартов, методик испытаний, с учетом закоренелых противоречий между МОМом и МАПом существенно, на годы тормозят и на миллиарды рублей удорожают разработку новых систем. К тому же взгляды на целевое (боевое) применение аппаратов и роль человека на борту у ракетчиков и авиаторов не просто различались, а зачастую были прямо противоположны. Поэтому, убедившись в своей способности создать воздушно-космический самолет, который сможет функционировать на орбите и благополучно вернуться на Землю по-самолетному, ВВС приняли стратегическое решение овладеть методикой выведения на орбиту втайне от своего конкурента – Министерства общего машиностроения. Для этого заказывающим управлением ВВС были выделены значительные деньги, под которые была организована совершенно секретная НИР «Ракета-МАП». Головным исполнителем НИР стало НПО «Молния», в котором работой руководил начальник проектного отделения Эдуард Николаевич Дудар. Работа была рассчитана на 5 лет с ежегодным бюджетом 800 тыс. рублей (около $1,2 млн.). В рамках этой работы ставилось две цели – на первом этапе необходимо было любой ценой заполучить существовавшие в Минобщемаше методики, программы и нормативные документы, используемые при проектировании и отработке средств выведения, а на втором этапе – их освоить, адаптировать под свои требования и усовершенствовать. Причем желательно это было сделать таким образом, чтобы руководство МОМа и входивших в него предприятий ни о чем не догадывалось. В этих условиях НПО «Молния» пришлось действовать на личных контактах и связях, возникших в ходе реализации проекта «Энергия-Буран».
Методика работы была следующей – на предприятиях МОМа, обладавших необходимыми методиками (программами, документами и т.д.), выбирались ключевые специалисты, участвовавшие в работах по «Бурану» и настроенные лояльно к НПО «Молния», и из них формировались «временные трудовые коллективы», которым и поручалась определенная работа. Так пришлось работать, в частности, с головным институтом Минобщемаша ЦНИИМашем и головным предприятием ракетостроительной отрасли – НПО «Энергия». С другими организациями, настроенными менее враждебно или не входившими в МОМ, а тем более с входившими в МАП, заключались прямые договора. В их числе были Военный инженерный Краснознаменный институт (ВИКИ) им. А. Ф. Можайского в Ленинграде, МОКБ «Марс», НПО АП, киевское ОКБ им. О. К. Антонова, МАИ и другие.
В результате этой работы были позаимствованы основные расчетные методики по этапу выведения, позволявшие приступить к самостоятельной разработке аналогичных методик, адаптированных к требованиям ВВС, и к созданию на их основе бортовых систем управления авиационно-космических средств выведения. Благодаря хорошему и устойчивому финансированию работы продвигались очень успешно. На основе «чужих» расчетных методик удалось создать свои, которые, при меньших объемах, были более гибкими и выдавали значительно более точные результаты, чем исходные «МОМовские» программы.
После всесторонней отработки созданных методик НПО «Молния» приступило к созданию бортового цифрового вычислительного комплекса. Основным подрядчиком в этой работе выступил ленинградский ВИКИ им. Можайского. При выполнении НИР была организована четкая финансовая дисциплина – деньги распределял и отвечал за результаты каждого этапа с их обсуждением на научно-техническом совете «Молнии» лично Эдуард Дудар под пристальным вниманием Г. Е. Лозино-Лозинского. Благодаря этому все выделяемые ВВС средства были использованы целевым образом, что выглядит неправдоподобным с точки зрения сегодняшних реалий.
Работы шли ударными темпами три года до конца 1991 г. Перед подготовкой очередного годового отчета Дудару позвонили смежники из ВИКИ и сообщили, что ситуации в заказывающем управлении ВВС кардинально поменялась:
- Там пришли к руководству совершенно новые люди, поэтому при встрече ни в коем случае не нужно напирать на существо и результаты выполняемых работ, а нужно брать с собой много дорогого коньяка и прочих подарков…
Дудар не поверил сказанному, но то, что он услышал во время очередного посещения заказчика, его просто шокировало! Вот как он вспоминал впоследствии:
«Я не встретил ни одного знакомого лица в заказывающем управлении ВВС. После августовского ГКЧП все посты мгновенно заняли люди, единственной заслугой которых являлась своевременная поддержка Б. Н. Ельцина. В кабинете меня встретил совершенно новый, очень тучный человек с отекшим лицом. Его совершенно не интересовала наша работа и ее результаты, он даже не притронулся к моим документам. Не успел я буквально переступить порог, как он задал волнующий его вопрос – когда мы сможем «откатить» ему требуемую сумму после того, как он подпишет нам Акт по итогам 1991 года и мы получим деньги. При этом он назвал такую желаемую сумму «отката», что нам практически ничего не оставалось на работу – этих денег хватало только на выпуск пустого отчета, формально закрывающего потраченные средства. Я попытался спорить:
- Как же так, ведь мы работаем на страну, на оборону Родины, на ВВС?!
И услышал в ответ крик:
- Какая к черту страна?! Вы что, не понимаете, что происходит? Выгляните в окно – да ваша Родина в полной жопе, все рушится, разваливается, все продается, разворовывается! Нужно успеть урвать хоть что-то!
Возникла перепалка, в ходе которой я заявил, что с этими взяточниками и казнокрадами работать не хочу и не буду. Финансирование НИР «Ракета-МАП» как отрезало…»
PS: для справки: Эдуард Дудар - нынешний главный конструктор НПО "Молния". Того, что от нее осталось...
PPS: на моих снимках - макет хвостовой части орбитального самолета МАКС в зале статических испытаний НПО "Молния". Когда он там еще был...