Мне кажется, весь этот стиль, начиная с экспрессионизма, порождённого проблемами начала ХХ века, получившего мощный толчок в Германии, после всех ужасов Первой Мировой и до художественных направлений наших дней... слегка специфичен.
А вот тема французских открыток, наоборот.
Наблюдая постоянный рост количества просмотров одной единственной публикации о нудистских пляжах с парой сисек (правда, классных сисек!), можно оставаться спокойным за правильную сексуальную ориентацию форумистов и сочувствующих.
Молодец, Куздра! Классную тему заглокал!
История порнографии: Восемь шагов от Древней Азии до интернета.
Вспомнить историю порнографии — задача не из простых. Эта тема настолько щепетильная и тонкая, что слишком просто пересечь грань и в лишний раз «похвастать» дурным вкусом. Впрочем, сегодня FURFUR решил все же попытать счастье и, оставив все шутки для редакционной курилки, пересчитать главные вехи в истории этого вопроса. Получилось восемь главных этапов, в каждом из которых оказалось немало интересных подробностей. Основной вектор — постепенное расширение аудитории порно, от привилегированных сословий Азии до огромной аудитории сети интернет.
В монархическом Китае простой народ считали непросвещенным. Эротоманские радости, созданные руками типографов, доставались лишь привилегированным сословиям и образованной элите. Объясняется это и так: любые изображения и книги выполнялись из дорогих материалов и стоили немало — заказчики платили мастерам буквально за каждую букву. К тому же у не воспитанного должным образом люда содержание подобных изданий, как считалось, могло вызвать шок. И кстати, эротика стала цензурироваться только тогда, когда стала доступна массам.
В Китае самой продуктивной по части эротического материала считается эпоха династии Хан (206 год до н. э. — 24 год н. э.). Тогда помимо прочего было создано аж восемь руководств по сексу. И, так как Китай развивался по пути, отличном от европейского, этим руководствам и содержащимся в них порнографическим гравюрам (которым отводилась важная роль и даже посвящались стихи) ничего не грозило вплоть до позднего Средневековья.
В отличие от китайских книг, являющихся именно секс-пособиями, знаменитая Камасутра, написанная мудрецом Ватсьяяной Малланаги, — всего лишь трактат на тему быта. Самый расхожий раздел Камасутры — с сочными картинками и советами на тему телесной любви — это лишь одна из семи частей. Причем в сравнении с другими главами раздел о позах описывает их довольно бегло. Интересно, что в тексте никак не намекается на обязательство вести половые отношения непременно в браке. Поиску второй половины, как ни странно, посвящен следующий за позами третий раздел священной книги. Пятый же раздел посвящен руководству по соблазнению чужих жен.
Первый английский перевод Камасутры начал готовиться в 1875 году, но из опасений издателей угодить за решетку публикация была перенесена на десять лет. И тем не менее в выходных данных значилось, что книга имеет мало отношения к Англии и издана в Индии. Такой способ дельцы придумали в защиту от штрафов и санкций. В Советском Союзе ходили по рукам самиздат-версии Камасутры, за которыми с вдохновением и азартом охотился КГБ, и лишь к 1990 году вышла легальная публикация.
Инквизиция интересует исследователей порно по нескольким причинам. Во-первых, именно в позднем Средневековье создан прецедент, который повлиял на современную юриспруденцию. Тогда одного предположения, что дама — ведьма, было достаточно, чтобы спровадить ее на костер. Так, в наши дни принципы ведения борьбы с порнографией мало отличаются от средневековых. Все остается субъективным.
Второй пункт — средневековая церковь развила массовый невроз. Пропаганда умерщвления плоти, отказа от блуда, преследование рукоблудия, как ни странно привели к закономерному, но неочевидному развитию событий. Единственными служительницами искусства Эроса остались профессиональные проститутки. Проститутки по тем временам были полулюдьми, и контакт с ними даже не считался прелюбодеянием. Результат — невиданный рост проституции. Вплоть до испанского декрета 1623 года отмечается повсеместное распространение борделей, никак не пресекавшееся властью и прекратившееся уже в эпоху Возрождения.
Наш современник, искусствовед Эдвард Люси Смит утверждает, что мы не распознаем элементов табу в классическом искусстве, уважая его высокий статус: «Чем больше имеешь дело с историей искусств, тем больше понимаешь, как много в древнем искусстве непристойности, на которую мы закрываем глаза, помещая объект в музей и говоря что он прекрасен. С XVI века, когда обнаженная женская натура прибрела особое значение, в искусстве доминировали мужчины, смотрящие на женщин, и все принимают это положение вещей, и никто не разглядывал картинки, чтобы определить их сексуальное содержание. Наше общество странным образом единодушно игнорирует эротику, даже порнографию в так называемых произведениях искусства, тогда как из-за современной продукции, не всегда столь же откровенной, мы поднимаем ужасный шум».
Современным людям кажется, что они открыли секс или что до XX века он был другой, но они ошибаются. XVIII столетие стало веком общественных и религиозных переворотов во Франции и пережило своего рода бум эротических произведений. Однако политизированное общество эпохи Просвещения перекроило эротику на свой лад и в своих целях. Авторами выступали философы времени, причем их порнографические произведения предназначалась по большей части для площадного чтения вслух. Стиль произведений стал скорее журналистским: только факты, происшествия, комментарии к политическим событиям — но под каким соусом. К слову, вольнодумнические типографии находились в Латинском квартале Парижа, студенческом районе, где, как считается, в те времена рождалась мысль.
Очевидной целью порнографических памфлетов была жена короля Людовика XVI Мария Антуанетта. Ее обвиняли в связи с братом короля и с горничными, ее изображали нимфоманкой и предательницей идеалов любви. Публикой все это воспринималось как унижение короля и отказ исполнять свои прямые королевские обязанности — обеспечить корону наследником. Это мощно подорвало имидж Марии Антуанетты. Результат известен — когда памфлеты зашли слишком далеко, а революция набрала полный ход, королева была казнена на площади Согласия, ей отсекли голову. Итог — при новой власти порнография была запрещена как инструмент, имеющий политическую силу. Именно на этой почве появилась знаменитая провокация авторства Маркиза де Сада. А фантазии де Сада, как известно, играют важную роль в современной культуре порнографии.
Порнография оказалась отрезана от общего культурного процесса, когда на все явления, как культурные, так и природные, повесили ярлыки. Порнография — изобретение викторианской науки. В большинстве других культур концепция порнографии попросту отсутствует. Мы же унаследовали ценности именно Британской империи.
Древнегреческий термин «порнография» появился в английском словаре медицины в 1857 году и нейтрально обозначал медицинские статьи на тему проблем проституции. Негативную окраску слово приобрело всего пять лет спустя и в таком виде было закреплено в словаре Уэбстера. Так выглядела попытка установить культурные рамки.
В истории того времени важную роль сыграло открытие Помпей (именно открытие — раскопки очертили новую планету культуры). Благородный древний мир пестрил непристойностями. Для римлян домашние изображения откровенных сцен были в порядке вещей. Фрески с совокупляющимися людьми занимали все дома, каждую комнату, каждую стену в комнате. Если бы вы были древним помпейцем, но в вашем доме — например, в столовой — нельзя было увидеть таких сочных картинок, вы бы считались обладателем дурного вкуса и человеком, не разделяющим общественных ценностей. У римлян так вообще фаллос был символом удачи. Кстати, ни в одной из книг, считающихся символом современной религиозной культуры (в Библии, например), нет указания на то, что это неприемлемо.
Открытие Помпей поставило под угрозу знания о древнем мире. Археологам пришлось избавляться от доказательств. Уничтожить находки было нельзя, поэтому все, что посчитали непристойным, выделили в особую категорию искусства и спрятали в музее — Национальном археологическом музее Неаполя, в помещении, известном как Тайный кабинет, и в «Секретуме» Британского национального музея. Так и появилась порнография.
Для порнографии изобретение кино сделало возможным увидеть тела в движении, контакт в разных ракурсах, крупным планом, в непривычных доселе подробностях. Порнокино возникло в самом начале XX века. Считается, что этот бизнес процветал уже в 1904 году.
В основном порно снимали в Германии, Франции и Латинской Америке. В США порнофильмы создавали абсолютные профессионалы дела. У сотрудников студий был доступ к оборудованию, а снимать на солнечных пленэрах можно было круглый год. Поэтому в Голливуде качество блю-муви (англоязычное название «порно») было выше, чем в Нью-Йорке, где у студий было куда меньше ресурсов. Кстати, в фильмах не было никакой музыки.
Писательница Линда Уильямс отмечает: «Порнофильмы существовали только в подполье и не являлись частью официальной культуры. Следовательно, они и не эволюционировали — к ним не придирались критики, говоря, что сюжет надо доработать. И что самое важное, их не смотрели женщины». Пока порно смотрели мужчины небольшими группами, на такого рода кино закрывали глаза. Но как только запрещенные фильмы стали пробираться на большой экран, активизировались и цензоры. В ответ киноиндустрия изобрела свои десять заповедей — Кодекс Хейса — правила кинематографа, определяющие, что приемлемо показывать публике, а что нет. Присутствие полиции в кинотеатрах стало привычным делом. Парадокс порнографии в том, что попытки определить ее рамки и пресечь привели к обратному эффекту — ее распространению.