2024.12.25 Embraer 190. Грозный - Актау

Злой шут

Продължително пребиваващ
Пътнически самолет със 72 души на борда, летящ от Баку до Грозни, се е разби в Казахстан.

Според пресслужбата на летището в Грозни, самолетът е трябвало да кацне в Грозни, но е бил пренасочен към Махачкала и след това към Актау.


Там есть видео момента падения...
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Самолет авиакомпании Azerbaijan Airlines рейса AHY8243, борт 4K-AZ65 летевший из Баку в Грозный,
упал в Актау в Казахстане, куда он был перенаправлен из-за "тумана".
На борту находилось 69 человек. По предварительным данным, как минимум 29 человек (по данным Медузы более 30) выжили.
Среди возможных причин крушения называют столкновение со стаей птиц и техническую неисправность.
1.jpg 2.jpg 3.jpg 0.jpeg 4.jpeg
PS. На видео от NEXTA очевидна проблема с управлением, (думаю элероны) то вверх, то вниз, влево-вправо и наконец крен и падение.
Летчики учились летать с неполной функциональностью рулевого управления.

UPD:
Официальная причина крушения самолета Баку-Грозный уже названа.
- После "столкновения с птицами", из-за возникшей нештатной ситуации на Embraer 190 «Азербайджанских авиалиний», его командир принял решение идти на запасной аэродром в Актау, - сообщили в Росавиации.
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Ну вот
В сети появились кадры, на которых видны отверстия в хвостовой части упавшего в Актау самолета Ролик опубликовал провоенный телеграм-канал Fighterbomber, автора которого связывают с российскими ВВС.
Телеграм-канал Baza пишет, что отверстия «похожи на те, что остаются после обстрела или взрыва с поражающими элементами».
Выживший пассажир самолета Субхонкул Рахимов рассказал RT, что пилоты трижды пытались посадить самолет в Грозном.
«В третий раз что-то взорвалось. Был взрыв — я бы не сказал, что внутри самолета. Где я сидел, у меня обшивка рядом отлетела».
Официальная причина крушения лайнера не названа.
В Росавиации заявляли, что самолет столкнулся в воздухе с птицами, после чего командир решил посадить лайнер на запасном аэродроме в Актау.
Издание Orda писало, что на борту «взорвался баллон».
Один из пассажиров в разговоре с Shot сообщил, что слышал хлопок, а «когда выпали кислородные маски, в них практически не было кислорода».
Уже похоже на противочеловеческие или противодроновые средства поражения типа Панцырь.

Потерпевший крушение самолет, выполнявший рейс Баку — Грозный, мог сменить курс из-за угрозы атаки беспилотников на Чечню.
По предварительным данным, Грозный был атакован несколькими БПЛА, в результате чего в аэропорту города был объявлен план «Ковер».
Борту 11 лет — произведен в 2013 году. В самолете 106 кресел эконом-класса. Самолет некоторое время использовала компания Buta Airways — дочка Азербайджанских авиалиний. После его стала использовать Azerbaijan Airlines.

На борту Embraer находилось 67 пассажиров и 5 членов экипажа.
3.jpeg2.jpeg1.jpeg
Что пишет украинский военный эксперт Александър Коваленко:
Несколько слов относительно видео с рухнувшим недалеко от казахстанского города Актау пассажирского самолёта компании Azal, летевшего из Баку в Грозный.
Очевидно, что на фюзеляже самолёта присутствуют множественные повреждения от поражающих элементов, свойственных зенитно-управляемым ракетам средств ПВО.
Пассажирский самолёт Embraer E190AR авиакомпании Azerbaijan Airlines рейсом J28243 Баку – Грозный был вынужден, согласно предварительной информации, из-за сильного тумана в столице Чечни сменить курс на Махачкалу. Но позднее и из Махачкалы был перенаправлен в Актау.
При этом отмечается, в том числе и согласно открытой информации с ресурса Flight Radar - 24, что при заходе на посадку в аэропорту Актау у самолёта была проблема, как с неконтролируемым ростом высоты полёта, так и скорости. Из этих данных можно сделать вывод, что проблемы у самолёта начались в период перелёта из Махачкалы в Актау.
Всё вышеизложенное не исключает вероятности поражения самолёта российской ПВО, тем более что в районе Грозного этим утром как раз работали ЗРПК «Панцирь-С1», фото и видео доказательства чему так же распространялись в сети.
Поражение гражданского самолёта, с перепугу, российским ПВО в Грозном или по пути следования в Махачкалу представляет собой вполне уместную для рассмотрения версию причин трагедии.
 

Злой шут

Продължително пребиваващ
По дибилятору сегодня с утра был репортаж от корреспондента из Грозного, рассказывающего (и показывающего) - какой плотный туман там стоял на момент катастрофы - и продолжал стоять на момент репортажа. Вероятно, такая же хрень была и в Нальчике, Владикавказе и Махачкале.
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Три следователя ВВС Бразилии примут участие в выявлении причин крушения азербайджанского самолета Embraer 190.
Они будут "оказывать техническую поддержку" расследованию, которое проводят власти Казахстана.
В следственных действиях участвуют и представители Азербайджана, включая делегатов Госагентства гражданской авиации и авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL).
К расследованию авиакатастрофы также присоединились специалисты Embraer и бразильского Центра расследования и предотвращения авиационных происшествий CENIPA.
Власти Казахстана пока воздерживаются от оценок версий крушения самолета азербайджанской авиакомпании AZAL, выполнявшего рейс J28243 из Баку в Грозный.
Ранее интернет-издание Euronews и агентство Reuters со ссылкой на источники в правительстве Азербайджана сообщили, что причиной падения самолета стала российская ракета класса "земля-воздух". По их словам, осколки ракеты повредили лайнер во время отражения атаки БПЛА на
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума

Крушение самолета Azerbaijan Airlines в Казахстане: вопросы, на которые пока нет ответов

1.jpeg

Reuters

Спустя два дня после катастрофы авиалайнера Azerbaijan Airlines в Казахстане в этом авиационном происшествии все еще остаются несколько важных обстоятельств, которые нуждаются в разъяснении.
25 декабря самолет Embraer E190 выполнял рейс J28243 из Баку в Грозный. Судя по комментариям пассажиров, после двух незавершенных заходов на посадку на третьем — они услышали громкий звук, похожий на взрыв.
После этого самолет стал с трудом поддаваться управлению, долетел до казахстанского города Актау на побережье Каспийского моря, где врезался в землю, развалился на части и загорелся.
На борту самолета находились 67 человек, 38 из них погибли. Среди погибших — оба пилота самолета.

В интернете набирает популярность версия о том, что самолет попал под обстрел зенитной установки в районе Грозного, и у него была повреждена хвостовая часть.
Источники агентства Reuters в Азербайджане, в том числе знакомые с предварительными результатами расследования катастрофы, говорят, что эта версия наиболее вероятна, ее разделяют в стране, и там ждут, что Россия сделает официальное заявление по этому вопросу.
«Никто не утверждает, что это было сделано специально. Однако, принимая во внимание установленные факты, Баку ожидает, что российская сторона признается в сбитии азербайджанского самолета», — сказал источник агентства.
2.jpeg
Reuters
Однако в четверг пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков попросил журналистов «не выстраивать какие-либо гипотезы до выводов следствия».
В российских СМИ рассматривают другие версии происшествия — столкновение с птицами или неполадки на борту.
Русская служба Би-би-си собрала вопросы о катастрофе, ответы на которые пока не получены.

Был ли авиалайнер обстрелян с земли?

Это главный вопрос, касающийся этой авиакатастрофы. В пользу версии об обстреле говорит характер повреждений хвостовой части самолета, которая уцелела после падения.
На плоскостях киля и рулей высоты хорошо заметны многочисленные отверстия, похожие на те, которые образуются в результате попадания поражающих элементов боевой части зенитной ракеты.
Кроме того, выжившие пассажиры говорят, что слышали взрыв во время посадки.
Один из них — Субхонкул Рахимов — сказал RT, что пилоты пытались три раза посадить борт в Грозном, но «в третий раз что-то взорвалось»: «Был взрыв — я бы не сказал, что внутри самолета. Где я сидел, у меня обшивка рядом отлетела».

Был ли закрыт аэропорт Грозного?

Судя по сообщениям в российской прессе и официальному телеграм-каналу пресс-секретаря Росавиации Артёма Кореняко, в ночь на 25 декабря власти закрывали аэропорт Казани из-за угрозы со стороны украинских беспилотников.
Утром российские военные отчитались, что за ночь сбили 59 дронов над Брянской, Белгородской, Воронежской, Курской и Тамбовской областями, а также Азовским морем.
Также сообщалось о дронах над Грозным, в ингушском городе Малгобек и во Владикавказе.
Однако сообщений о закрытии этих аэропортов в российских информационных агенствах и телеграмм-канале Артёма Кореняко не было.

Агентство Regnum передает слова генерального директора аэропорта Грозный «Северный» Альви Шахгириева, который заявил, что азербайджанский борт не смог сесть из-за тумана и низкой облачности, а план «Ковер» ввели после того, как он улетел.
«Этот самолёт ушёл от нас ещё до введения плана „Ковёр". Самолёт вошёл в зону нашего аэропорта и трижды заходил на посадку, однако приземлиться не смог из-за плохих погодных условий — из-за тумана и низкой облачности не смог сесть. Командир воздушного судна сам принял решение уйти на запасной аэродром. Сообщил нашим диспетчерам, что уходит на Баку. Потом поменял решение и отправился на Актау», — цитирует агентство слова директора аэропорта.
Он не рассказал ничего о работе ПВО и сбитых дронах, а его утверждение о введении плана «Ковер» не подтверждают другие источники.
План «Ковер» объявляется, если в небе замечены нежелательные летательные объекты или есть угроза появления подобных объектов.
В этом случае все самолеты, которые находятся в зоне, где введен такой план, обязаны покинуть ее и отправиться либо на запасные аэродромы, либо ожидать в другом районе. Кроме того, в аэропортах отменяются рейсы.
Второй важный вопрос, на который нужно найти ответ, — перекрывали ли аэродром и воздушное пространство в то время, когда в Грозном работала ПВО? Какие средства применялись против беспилотников?
На видеозаписи поражения одного из них не видна подлетающая ракета, однако запись не очень четкая.
Телеграм-канал ВЧК-ОГПУ сообщил, что к нему попала расшифровка переговоров экипажа с диспетчером в Грозном. Канал утверждает, что самолет трижды пытался сесть в Грозном, но из-за работы РЭБ не мог это сделать и решил вернуться в Баку.
После этого, написал канал, экипаж сообщил об «ударе птиц» и отказе управления. Управление, судя по дальнейшей траектории полета самолета, действительно отказало, по крайней мере частично.
Если аэропорт не был закрыт, то это означает, что эффективной системы предупреждения об ударе беспилотников в регионе нет.
И если гражданский аэропорт продолжал работать, то почему было разрешено открывать огонь на поражение воздушных целей?
Если аэропорт был закрыт, то придется объяснять, как лайнер с пассажирами мог оказаться в зоне действия ПВО.

Почему самолет отправился в Казахстан?

О том, что происходило с самолетом после исчезновения его отметки в сервисе Flightradar24 и до появления над Каспийским морем, можно узнать из рассказов выживших пассажиров, а также из попавшего в сеть текста, в котором якобы содержится часть переговоров экипажа с диспетчером в Грозном.
После происшествия, которое пассажиры описали как взрыв, а экипаж — как отказ управления после столкновения с птицами, самолет полетел в сторону Актау. Однако, возможно, он сделал это не сразу.
3.jpeg

Reuters В Азербайджане был объявлен траур по погибшим в авиакатастрофе
Альви Шахгириев сообщил агентству Regnum, что экипаж сначала хотел лететь в Баку, а потом поменял направление на Актау — эта информация подтверждает сообщение канала ВЧК-ОГПУ.
В тексте переговоров с диспетчером, который опубликовал этот канал, содержатся запросы экипажа о погодных условиях в других аэропортах.
В этом тексте сначала экипаж спрашивает об обстановке в аэропорту города Минеральные Воды, а затем говорит, что собирается следовать на Махачкалу.
При этом экипаж сообщает о новой неисправности — отказе гидравлики, которая участвует в управлении самолетом. Через некоторое время самолет перешел на связь с диспетчером в Ростове-на-Дону, говорится в тексте, который опубликовал телеграмм-канал.
Что происходило дальше, неизвестно, информации о попытках самолета сесть в других аэропортах нет. Вокруг, кроме упоминавшихся аэропортов Махачкалы и Минеральных вод, есть аэропорты во Владикавказе, Нальчике и Назрани.
Однако командир воздушного судна, который в такой ситуации выбирает, где сажать самолет, предпочел лететь через Каспийское море в Актау, до которого было 400 километров.
По какой причине он выбрал этот маршрут, неизвестно.
Euronews со ссылкой на источники в правительстве Азербайджана передает, что по их мнению, поврежденному самолету не разрешили садиться в российских аэропортах, несмотря на запросы экипажа разрешить экстренную посадку.
Это противоречит практике. Обычно место посадки выбирает командир воздушного судна, и терпящему бедствие самолету не отказывают в такой возможности.

Был ли взрыв кислородного баллона?

Министр транспорта Казахстана Марат Карабаев сообщил на брифинге в четверг, что перед посадкой на борту авиалайнера взорвался кислородный баллон. По его словам, это произошло после того, как ростовские диспетчеры передали терпящий бедствие лайнер диспетчерам в Актау.
Спустя 10 минут, в 10:53 по местному времени «диспетчер-руководитель полетов „Ростов" сообщил дополнительную информацию руководителю полетов в Актау, о том, что пассажирской кабине взорвался кислородный баллон, пассажиры теряют сознание и запросил реанимацию по прилету», рассказал министр.
Сообщение со ссылкой на слова казахского министра распространили российские информационные агентства, которые при этом не упоминали версию с обстрелом самолета с земли.
Если такой взрыв действительно был, то пока неизвестно, насколько негативное воздействие он мог оказать на систему управления самолетом.
К моменту появления метки самолета на карте Flightradar24 он находился над морем и направлялся в сторону Актау.
Судя по данным сервиса, самолет постоянно менял высоту и направление полета. Это могло произойти из-за отказа систем управления.
В хвостовом оперении, которое отвечает, в частности за набор высоты и спуск, на фотографиях видно множество небольших отверстий, и лайнер мог потерять управление из-за этих повреждений.
На траектории последних минут полета видно, как пилоты пытались зайти на посадку в аэропорт Актау, у них это не получилось, и они попробовали зайти еще раз. Второй заход они завершить не смогли — самолет упал на землю.

Расследование

Расследование авиакатастрофы ведет правительственная комиссия Казахстана. В сообщении на сайте правительства говорится, что Казахстан сотрудничает в расследовании с Азербайджаном.
Обычно в расследовании авиационных катастроф принимают участие представители страны, где произошло авиационное происшествие, государство, чей самолет в нем участвовал, а также представители страны-производителя самолета. Embraer E190AR был построен в Бразилии.
Поскольку авиационное происшествие началось над территорией России, то в расследовании также примут участие и российские специалисты. Однако основное расследование будут проводить все-таки казахские официальные лица.
«Правоохранительные органы России и Азербайджана не будут допущены к криминалистическому расследованию (согласно УПК РК), но к расследованию авиапроисшествия будут допущены», — цитирует агентство Anadolu заявление транспортного прокурора Мангистауской области Казахстана Абылайбека Ордабаева.
Расследование авиапроисшествия ставит целью определение причин и обстоятельств авиакатастрофы, но не определит виновных и степень их вины.
В настоящее время среди обломков самолета уже обнаружены оба самописца — один из них регистрирует различные параметры полета, а второй записывает переговоры экипажа в кабине.
 

Петров

Продължително пребиваващ
Адрес
Бургас
Полная расшифровка переговоров пилотов разбившегося самолёта «Азербайджанских авиалиний» с диспетчерами

«База» публикует полную расшифровку переговоров пилотов разбившегося самолёта AZAL с диспетчерами. Из неё следует, что все решения не садиться в Грозном, не лететь в Махачкалу, а затем следовать обратно в Баку — и в результате лететь в Актау — экипаж «Азербайджанских авиалиний» принимал самостоятельно. Диспетчеры предлагали садиться сначала в Грозном, затем — в Махачкале, давали экипажу данные по другим российским аэропортам, но экипаж принял решение не садиться там. Более того, из записей становится понятно, что версия о столкновении с птицами, а также о взорвавшемся газовом баллоне на борту была озвучена именно экипажем самолёта в переговорах с диспетчерами. Из записей также следует, что внешнее воздействие на самолёт было, хотя пилот не стал объявлять ЧС на борту.

25 декабря пассажирский самолёт Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, следовавший рейсом Баку — Грозный, разбился вблизи Актау. На борту находились 67 человек, 38 из них погибли, а 29 — выжили.

Переговоры диспетчеров аэропорта в Грозном с экипажем рейса «Азербайджанских авиалиний» (Д — диспетчер, Э — экипаж самолета; время — московское):
7:36:57 Э: Грозный вышка, Азербайджан, 8-2-4-3, доброе утро, подходим эшелон 130, оба GPS потеряны, просим векторение для NDB захода.
7:37:11 Д: Азербайджан, 8-2-4-3, Грозный Вышка, доброе утро, опознаны. Ожидайте заход NDB Victor, ВПП 26, с через REMKA l-X, снижайтесь 1100 метров, QFE 1-0-0-5 ГПа.
7:37:33 Э: NDB заход ВПП 26 через REMKA l X-Ray, QFE 1-0-0-5, Азербайджан 8-2-4-3.
7:37:47 Д: Азербайджан 8-2-4-3, подтверждаю, снижайтесь 1100 метров.
7:37:53 Э: Снижаюсь 1100 метров, Азербайджан 8-2-4-3.
7:37:58 Д: Азербайджан 8-2-4-3, прослушайте информацию G.
7:38:03 Э: информация G на борту, Азербайджан 8-2-4-3.
7:38:20 Д- Азербайджан 8-2-4-3, для информации, севернее полосы 26 строится новая впп.
7:38:28 Э: принял, Азербайджан 8-2-4-3.
7:40:03 Э Азербайджан 8-2-4-3, не могли бы вы повторить, пожалуйста, будете нас векторить для захода NDB?
7:40:16 Д Азербайджан 8-2-4-3, подтвердите, вам нужен QNH?
7:40:21 Э: нам нужно векторение для захода NDB, если возможно.
7:40:32 Д: Азербайджан 8-2-4-3, векторение для захода NDB V ВПП 26, выдерживайте текущий курс до команды.
7:40:42 Э: выдерживаем текущий курс до команды, Азербайджан 8-2-4-3, большое вам спасибо.
7:42:16 Э: Азербайджан 8-2-4-3, нам продолжать следовать на текущем курсе?
7:42:23 Д: Азербайджан 8-2-4-3, выдерживайте текущий курс до команды.
7:42:28 Э: принял, Азербайджан 8-2-4-3.
7:42:44 Д: Азербайджан 8-2-4-3,вправо курс 360, снижайтесь 900 м.
7:42:53 Э: право курс 360, снижаемся 900 м, Азербайджан 8-2-4-3.
7:44:18 Д: Азербайджан 8-2-4-3, вправо курс 090.
7:44:25 Э: вправо курс 090, Азербайджан 8-2-4-3.
7:44:31 Д: Азербайджан 8-2-4-3 поддерживайте высоту 900 метров.
7:44:38 Э: Выдерживаем 900 метров, Азербайджан 8-2-4-3.
7:47:49 Д: Азербайджан 8-2-4-3, в право курс 1-8-0.
7:47:54 Э: Вправо курс 1-8-0, Азербайджан 8-2-4-3
7:48:04 Д: Азербайджан 8-2-4-3, снижайтесь 700 метров.
7:48:09 Э: Снижаемся 700 метров, Азербайджан 8-2-4-3.
7:49:02 Д: Азербайджан 8-2-4-3, выдерживайте высоту 700 метров.
7:49:08 Э: Выдерживаем 700 метров, Азербайджан 8-2-4-3.
7:49:19 Д: Азербайджан 8-2-4-3, азимут 0-7-1 удаление 1-4 км, в право курс 2-5-0, разрешен NDB Victor заход полоса 26
7:49:31 Э: Азербайджан 8-2-4-3, повторите пожалуйста.
7:49:34 Д: Азербайджан 8-2-4-3, вправо курс 2-5-0, разрешен RNAV, поправка NDB Victor заход полоса 26
7:49:44 Э: Вправо курс 2-5-0, разрешили NDB Victor заход полоса 26, Азербайджан 8-2-4-3.
7:50:08 Э: Азербайджан 8-2-4-3, какое наше удаление?
7:50:16 Д Азербайджан 82-43, повторите пожалуйста.
7:50:19 Э Подскажите наше удаление от NDB пожалуйста, Азербайджан 8-2-4-3
7:50:25 L Азербайджан 8-2-4-3, удаление 1-4 км
7:50:30 Э Принял, Азербайджан 8-2-4-3.
7:50:56 Д: Азербайджан 8-2-4-3, удаление 1-2 км, подходите к глиссаде, ветер тихо, полоса 26 посадку разрешаю.
7:51:07 Э: Посадку разрешили, информацию приняли Азербайджан 8-2-4-3, спасибо.
7:51:52 Д: Азербайджан 8-2-4-3, огни ВПП включены.
7:51:58 Э: Принял, Азербайджан 8-2-4-3.
7:53:26 Э: Азербайджан 8-2-4-3, уходим на второй круг нестабилизированный заход
7:53:31 Д: Азербайджан 8-2-4-3, уходите на второй круг как опубликовано.
7:53:35 Э Просим векторение для ухода навторой круг, Азербайджан 8-2-4-3. Потерян сигнал GPS
7:53:41 Д Азербайджан 8-2-4-3, выдерживайте текущий курс, набирайте 900 м.
7:53:49 Э: Выдерживаем текущий курс, набираем 900 м, Азербайджан 8-2-4-3.
7:53:54 Д: Азербайджан 8-2-4-3, и вправо курс 360.
7:54:01 Э: Вправо курс 360, Азербайджан 8-2-4-3
7:54:41 Д: Азербайджан 8-2-4-3, доложите текущий курс.
7:54:46 Э: Текущий курс 360, Азербайджан 8-2-4-3.
7:55:31 Э Азербайджан 8-2-4-3, можете обеспечить векторение для еще одного захода ?
7:55:44 Д: Азербайджан 8-2-4-3, вправо курс 0-8-0.
7:55:49 Э: Вправо курс 0-8-0, Азербайджан 8-2-4-3.
7:55:56 Д: Азербайджан 8-2-4-3, подтвердите вам нужен RNAV GNSS заход?
7:56:02 Э: Подтверждаем, нам нужен не GNSS заход. Потеряны оба сигнала GPS.
7:56:09 Д: Азербайджан 8243, понял, ожидайте RNAV GNSS заход ВПП26.
7:56:15 Э: нет, потерян сигнал обоих GPS. Не можем выполнить RNAV заход. Просим векторение для захода NDB, Азербайджан 8243.
7:56:25 Д: Азербайджан 8243, понял, ожидайте заход NDB V ВПП26.
7:56:32 Э: Ожидаем заход NDB V ВПП26.
7:58:05 Э: Азербайджан 8243, можете подсказать, пожалуйста, нам выдерживать высоту 900 м?
7:58:12 Д: Азербайджан 8243, выдерживание высоту 900 м.
7:58:18 Э: Выдерживаем высоту 900 м, Азербайджан 8243
8:00:06 Э: Азербайджан 8243, подскажите, пожалуйста, как долго будем выдерживать текущий курс?
8:00:20 Д: Азербайджан 8243, одну минуту.
8:00:23 Э: принял, Азербайджан 8243
8:01:38 Д: Азербайджан 8243, для информации, на локаторе вас не наблюдаю, выдерживайте текущий курс и доложите удаление.
8:01:52 Э: текущий курс 0-8-0 градусов, расстояния до аэропорта…
8:02:00 Э: 3-0 миль, но потерян сигнал GPS, информация может быть не точная.
8:02:20 Э: Грозный, Азербайджан 82-43.
8:02:25 Д: Азербайджан 82-43, Грозный Вышка.
8:02:27 Э: А, вы векторите, да нас?
8:02:30 Д: Азербайджан 82-43, да, подтверждаю. Но сию по диспетчерскому вас не наблюдаю.
8:02:37 Э: А, мы значит идем на курсе 80 градусов, высота 900 м.
8:02:43 Д: Азербайджан 82-43, вас понял, выполняйте левую орбиту, набирайте 1500 м.
8:02:54 Э: Левая орбита, набираем 1500 м.
8:03:47 Э: 82-43, выполняем левую орбиту, в наборе 150 м
8:03:54 Д: Азербайджан 82-43, набирайте 1500 м
8:03:59 Э: Набираем 1500, левую орбиту выполняем.
8:04:48 Д: Азербайджан 82-43 опознаны, влево курс 180
8:04:53 Э: Курс 180?
8:04:59 Э: Грозный, 82-43, какой курс держать?
8:05:05 Д: Азербайджан 82-43, за четвертую минуту: метеорологическая видимость 3300 м, облачность сплошная нижний край 240 м, дымка.
8:05:40 Э: Ещё раз видимость повторите.
8:05:43 Д: Азербайджан 82-43, видимость 3 тысячи 300 метров.
8:05:47 Э: 3 тысячи 300. Нижний край? 240?
8:05:51 Д: Азербайджан 82-43, подтверждаю, 240 метров, облачность сплошная, дымка.
8:05:57 Э: Понял. Так, у нас по NDB проходит же ваш минимум?
8:06:03 Д: Азербайджан 82-43, подтверждаю.
8:06:06 Э: А, прошу векторение дальнейшее, на курсе 180 следуем.
8:06:10 Д: Азербайджан 82-43, сохраняете текущий курс.
8:06:14 Э: Сохраняем курс 180.
8:06:19 Д: Азербайджан 82-43, снижайтесь 900 метров.
8:06:23 Э: Снижаемся 900 метров.
8:06:34 Э: Сейчас будем заходить, да? Я просто спрашиваю, что шасси мне там это всё выпускать, к посадке готовиться?
8:06:45 Э: Как приняли, Грозный?
8:06:47 Д: 82-43, вас понял.
8:06:49 Э: Понял, готовим механизацию.
8:07:08 Д: Азербайджан 82-43, азимут 0-72, удаление 26 километров, вправо курс 2-4-0, заход NDB Victor разрешаю, полоса 26.
8:07:22 Э: Вправо курс 2-6-0, разрешили заход NDB, полоса 2-6, Азербайджан 82-43
8:07:29 Д: Азербайджан 82-43, вправо курс 2-4-0.
8:07:33 Э: Вправо курс 2-4-0, Азербайджан 82-43.
8:07:37 Д: Азербайджан 82-43, снижайтесь 600 метров.
8:07:41 Э: Снижаюсь 600 метров, Азербайджан 82-43.
8:08:12 Д: Азербайджан 82-43, возобновите собственную навигацию, снижайтесь 500 метров.
8:08:19 Э: Возобновить собственную навигацию, снижаться 500 метров, Азербайджан 82-43.
8:09:23 Э: Азербайджан 82-43, заняли 500 метров, подскажите, пожалуйста, по удалению, когда продолжить снижение.
8:09:29 Д: Азербайджан 82-43, хорошо.
8:09:43 Д: Азербайджан 82-43, по им... по моим данным у вас высота 330 метров.
8:09:52 Э: По нашим высота 500 метров, Азербайджан 82-43.
8:10:06 Д: Азербайджан 82-43, удаление 12 километров, подходите к глиссаде, ветер тихо, полоса 26, посадку разрешаю. Огни ВПП включены.
8:10:17 Э: Подходим к глиссаде, посадку разрешили на ВПП 26, а, спасибо, 82-43.
8:11:50 Э: Азербайджан 82-43, следуем Баку.
8:11:58 Д: Азербайджан 82-43, с курсом, с текущим курсом набирайте 900 метров.
8:12:05 Э: С текущим курсом набираю 900 метров, Азербайджан 82-43.
8:12:12 Д: Азербайджан 82-43, подтвердите, уходите на Баку, запасной.
8:12:17 Э: Подтверждаю, уходим на Баку, запасной, Азербайджан 82-43.
8:12:29 Д: Азербайджан 82-43, первоначально набирайте эшелон 8-0. И подскажите, сможете следовать прямо на точку PINTA?
8:12:39 Э: Набираем эшелон 8-0. А, сейчас подскажем, Азербайджан 82-43.
8:12:48 Э: Азербайджан 82-43, оба GPS потеряны, нужен векторинг.
8:12:56 Д: Азербайджан 82-43, вас понял. Вправо курс 3-6-0.
8:13:03 Э: Вправо курс 3-6-0, Азербайджан 82-43, спасибо.
8:14:14 Д: Азербайджан 82-43, набирайте эшелон 1-5-0.
8:14:19 Э: Набираем эшелон 1-5-0, в нас попала птица, Азербайджан 82-43.
8:14:24 Д: Азербайджан 82-43, и ускорьте набор.
8:14:30 Э: Ускоряем набор, Азербайджан 82-43.
8:14:50 Д: Азербайджан 82-43, вправо курс 0-8-0.
8:14:55 Э: Вправо курс 0-8-0, Азербайджан 82-43.
8:15:24 Д: Азербайджан 82-43, вправо курс 0-5-0.
8:15:30 Э: Вправо курс или влево курс, 0-5-0? Азербайджан 82-43.
8:15:34 Д: Азербайджан 82-43, вправо.
8:15:37 Э: Вправо курс 0-5-0, Азербайджан 82-43.
8:16:05 Э: Грозный, отказало управление. Удар птиц в кабине... Э, удар птицы и в кабине два кресла взорвались.
8:16:16 Д: Азербайджан 82-43, вас понял. Какая помощь вам нужна?
8:16:40 Э: Какая в Мин Водах погода, окажите, пожалуйста, помощь.
8:16:44 Д: Азербайджан 82-43, шестнадцатая минута.
8:16:48 Э: Не понял?
8:16:52 Д: Азербайджан 82-43, в шестнадцатую минуту.
8:16:55 Э: Что в шестнадцатую минуту?
8:16:58 Д: Азербайджан 82-43, повторите ваше сообщение, вас плохо слышно.
8:17:15 Д: Азербайджан 82-43, борт порядок?
8:17:19 Э: Борт порядок. Следуем на Мин Воды.
8:17:24 Д: Азербайджан 82-43, вас понял, следуйте с текущим курсом до команды.
8:17:30 Э: Понял, с текущим курсом следуем до команды. Пожалуйста, просьба большая, ааа, погоду Мин Вод.
8:17:37 Д: Азербайджан 82-43, ожидайте. Набирайте эшелон 1-5-0.
8:17:44 Э: Набираем 1-5-0.
8:18:29 Д: Азербайджан 82-43, а выполняйте левую орбиту.
8:18:36 Э: Не могу выполнять, управление теряется.
8:18:39 Э: Дайте нам векторение на Мин Воды. И, пожалуйста, дайте нам погоду Мин Вод.
8:18:50 Д Азербайджан 82-43, вас понял, ожидайте погоду. Влево курс 0-3-0.
8:18:59 Э Влево курс 0-3-0.
8:19:11 Э Я не могу сохранять сто пятидесятый, у нас давление повышенное в кабине.
8:19:19 Д Азербайджан 82-43, вас понял.
8:20:26 Д Азербайджан 82-43, влево курс 3-6-0.
8:20:32 Э: Влево 3-6-0 и я, у меня самолёт теряет управление.
8:21:20 Э: Дайте Махачкалу.
8:21:23 Д: Азербайджан 82-43, а... решили следовать на Махачкалу?
8:21:29 Э: Да, так точно, на Махачкалу, дайте погоду.
8:21:32 Д Азербайджан 82-43, ожидайте.
8:22:11 Д Азербайджан 82-43, а... вправо курс 110.
8:22:34 Д Азербайджан 82-43, Грозный-Вышка.
8:22:39 Э На приёме.
8:22:40 Д Азербайджан 82-43, вправо курс 1-4-0.
8:22:56 Э: У нас гидравлика отказала.
8:23:02 Д: Азербайджан 82-43, Грозный-Вышка.
8:23:07 Э: На приёме, у нас отказала гидравлика.
8:23:11 Д Азербайджан 82-43, понял, а можете выполнять курсы?
8:23:19 Э Мы не можем выполнять, дайте конкретный курс, мы пойдём на Махачкалу.
8:23:24 Д Азербайджан 82-43, влево курс 100, а поправка, вправо курс 100.
8:23:31 Э Вправо курс 100.
8:23:33 Э И погоду Махачкалы.
8:23:42 Д Азербайджан 82-43, погода Махачкалы: ветер 310 градусов, 2 метра в секунду, видимость 3 тысячи 300 метров, нижний край 750 метров, дымка, QNH 10-26 гектопаскалей, полоса в работе 32.
8:24:00 Э: Понял.
8:24:25 Д: Азербайджан 82-43, подтвердите, объявили бедствие?
8:24:32 Э: Не понял.
8:24:36 Э: Не понял, подтве...
8:24:42 Д: Азербайджан 82-43, повторите.
8:24:45 Д: Азербайджан 82-43, борт порядок?
8:24:49 Э: Борт порядок.
8:24:54 Э: Разрешите на этой высоте идти.
8:24:57 Д Азербайджан 82-43, повторите.
8:25:02 Э Разрешите на этот высоте идти, Азербайджан 82-43.
8:25:09 Д Азербайджан 82-43, вас слышно неразборчиво. Повторите ваше сообщение.
8:25:30 Э Азербайджан 82-43, как приняли?
8:25:33 Э На приеме.
8:25:35 Д: (неразборчиво) 82-43 Грозный Вышка, вас слышно очень плохо.
8:25:41 Э: Мы (неразборчиво)
8:25:47 Э Азербайджан 82-43, разрешите идти на данной высоте?
8:25:53 Д Азербайджан 82-43, сию по диспетчерскому вас не наблюдаю, подскажите вашу высоту.
8:26:09 Э Наша высота 80.
8:26:12 Д Азербайджан 82-43, постарайтесь набрать эшелон 100.
8:26:19 Э Нет не можем.
8:27:00 Д Азербайджан 82-43, Грозный Вышка
8:27:04 Э На приеме, Азербайджан 82-43.
8:27:06 Д: Азербайджан 82-43, работайте Ростов-Контроль 134,1.
Далее переговоры с экипажем рейса «Азербайджанских авиалиний» ведут диспетчеры Ростова:
8:27:13 Э Ростов-Контроль 134,1, Азербайджан 82-43.
8:27:32 Э: Ростов-Контроль, Азербайджан 82-43, добрый день. А вопросы, прямая на Баку.
8:27:41 Д: Добрый день, 82-43, Ростов-Контроль.
8:27:47 Э: Азербайджан 82-43, высота 80 эшелон, разрешите на Баку? Рулевое управление отказало, пользуемся секторами газа.
8:28:03 Д Азербайджан 82-43, Ростов-Контроль, опознаны. Ваше решение, будете следовать на Баку?
8:28:09 Э: Да, да следуем на Баку, на этой высоте.
8:28:14 Д: Подтвердите следуете на эшелоне 90.
8:28:17 Э: Так точно, держим, выдерживаем 90 эшелон, а курс дайте нам генеральный на Баку.
8:28:41 Д: Азербайджан 82-43, курс пока нету текущий до команды и какая помощь вам нужна по прибытию.
8:28:53 Д: 82-43, Ростов-Контроль.
8:28:56 Э: А на приеме, пока никакая помощь не нужна, следую на Баку.
8:29:02 Э: Управление отказало, держим секторами газа.
8:29:07 Д Азербайджан 82-43, сообщите текущий курс.
8:29:18 Э Курс 100 градусов (неразборчиво).
8:29:22 Д 82-43 повторите, неразборчиво
8:29:28 Э Курс 90, Азербайджан 82-43.
8:29:31 Д Азербайджан 82-43, курс 1-4-0.
8:29:36 Э Курс 1-4-0, Азербайджан 82-43.
8:30:55 Д Азербайджан 82-43, подтвердите вы держите эшелон 90.
8:31:02 Э Не понял.
8:31:03 Д Азербайджан, 90, поправка Азербайджан 82-43, Ростов-Контроль, подтвердите сохраняйте эшелон 9-0.
8:31:10 Э Подтверждаем как получается.
8:31:25 Д AZ 82-43 (неразборчиво), Ростов-Контроль 127,9
8:31:33 Э 127,9 Азербайджан 82-43
8:31:38 Э: Ростов-Контроль, Азербайджан 82-43, просим спрямление на Баку.
8:31:43 Д: Азербайджан 82-43, на текущем курсе можете попасть в горный район в юго-западе находится, по возможности курс на 90 до команды выдерживайте, как не будет мешать ни горный район, ни ограничения попробуем вывести вас на Бумар.
8:31:58 Э: Спасибо, постараюсь держать курс на 090 Азербайджан 82-43.
8:32:05 Д Азербайджан 82-43, у нас равнинный район, безопасная высота эшелон 80, по возможности ниже восьмидесятого эшелона старайтесь не снижаться.
8:32:15 Э: Приняли, спасибо.
8:33:02 Э: Их успокой, все нормально, идем на Баку.
8:33:08 Д: AZ 82-43, повторите.
8:33:19 Э: На приеме, Азербайджанский.
8:33:22 Д: Азербайджан 82-43, что-то передавали, повторите, все в порядке, идете на Баку?
8:33:27 Э: Нет, нет мы идем на Баку. Значит у нас отказ гидросистемы. Рулевое управление — управляем РУДами.
8:33:35 Д: 82-43, понял, отказ гидравлической системы.
8:33:51 Д: ЗА 8-2-43, вы уклоняетесь на север возьмите поправку на восток порядка 30 гр вправо.
8:34:02 Э Вас понял, 30 гр вправо.
8:34:11 Д AZ 8-2-43, рекомендация, юго-восточнее от вас в 160 км Махачкала располагается, технически годен, готовы принять. Ваше решение?
8:34:23 Э: Мне погоду Баку дайте.
8:34:26 Д: ЗА 8-2-43, повторите (нрзб).
8:34:29 Э: Погоду в Баку дайте пожалуйста.
8:34:31 Д ЗА 8-2-43, ожидайте.
8:34:34 Э: Понял.
8:34:43 Д: ЗА 8-2-43, Баку фактическая погода за 30 минут: ветер 320 гр 14 узлов, видимость более 10 км. Облачность значительная на 660, поправка 960 м, температура 9, точка росы 5. QNH 1-0 27 гПа, без значительных изменений на 2 часа.
8:35:05 Э: Ладно, погода Махачкалы.
8:35:09 Д: ЗА 8-2-43, у вас сию подтвердите эшелон 60? По возможности необходимо 80 и выше следовать в этом районе.
8:35:17 Э: (illeg)
8:35:41 Д: фактическая погода Махачкалы за 30 минут ветер 320 гр 2 м в секунду, видимость 4800 м дымка, облачность незначительная 180 м, сплошная облачность 720 м, температура 7, точка росы 5. QNH 1-0 2-6 гПа, в работе полоса 30, живая эффективность торможения хорошая, без значительных изменений на 2 часа и QBB 180 м.
8:36:09 Э: Нет, следуем в Баку.
8:36:12 Д ЗА 8-2-43, на текущем курсе (нрзб) у вас 0-40, возьмите курс вправо 1-3-0.
8:36:41 Д ЗА 8-2-43, Восток-Контроль, как слышно?
8:36:45 Э Слышно нормально.
8:36:47 Д: ЗА 8-2-43, есть возможность вправо взять курс 1-3-0?
Э: Разворот ставимся на курс (на векторная) Азербайджан 82-43.
8:37:30 Д: 8-2-43 будет возможность сообщить остаток топлива и какие двигатели попала птица.
8:38:14 Д: Аза 8-2-43 если есть возможность набирайте эшелон 90.
8:38:23 Э: Постараюсь. Азербайджан 8-2-43.
8:38:33 Д: (неразборчиво) передает, по возможности 9000 набрать.
8:38:38 Д: ЗА 8-2-43 повторите.
8:38:43 Д: Нет это грузинский борт (неразборчиво) 9-2-9 дублировал ваши команды чтобы 9000 они набрали.
8:38:49 Д: 0-9-2-9 спасибо.
8:39:09 Э: Ростов Азербайджанский а-а 83-43, через 2-43, (топлива) на борту 3-830, двигатели работают, отказала система управления элеронами и рулем высоты.
8:39:28 Д: ЗА 8-2-43 понял отказала система управления двигатели работают.
8:39:43 Э: Остаток топлива, а, 3-800.
8:39:51 Д Азал 8-2-43 записали.
8:39:57 Д: Азал 8-2-43 по времени сообщите остаток топлива пожалуйста.
8:40:01 Э: Я вас прошу пока некогда.
8:40:03 Э: В Актау как погода?
8:40:06 Д За 8-2-43 ожидайте.
8:40:08 Э: Ожидаю.
8:41:39 Д: Аза 8-2-43 фактическая погода Актау uniform (alpha tango echo) за 30 мин. ветер 0-40гр 6 м/с, видимость более 10 км, облачность значительная на 1080 м, температура 4, точка росы -1, QNH 1-0-2-7 гПа, без значительных изменений на 2 часа.
8:42:03 Э: Понял. Посадочный какой даете?
8:42:06 Д: ЗА 8-2-43 не разборчиво ваше
8:42:09 Э: Какой посадочный?
8:42:13 Д: Посадочный (нрзб) (большой).
8:42:16 Д: За 8-2-43 в Metar(е) полосы нет сейчас уточним, подскажу.
8:42:20 Э: А, подскажите.
8:45:26 Д: AZ 8-2-43, индикация эшелон 60, по возможности набирайте эшелон 9-0.
8:45:34 Э: Постараюсь набрать эшелон 9-0, Азербайджан 82-43.
8:45:41 Д: 1-8-2-43, и по возможности сообщите, какая помощь необходима будет по прибытию.
8:45:58 Э: Пожарные, эвакуационные, врача Азербайджан 8243.
8:46:04 Д: (неразборчиво) 42-8-3, неразборчиво, понял только врача (неразборчиво).
8:46:19 Э: Азербайджан 8-2-43, пожарные потребуется эвакуационные и врачи.
8:46:25 Д: (...ан/ага) 8-2-43, понял, пожарные, эвакуац... эвакуационные и врачи потребуются, передадим информацию.
8:47:45 Д: (неразборчиво) есть возможность отверните вправо на 20 градусов на курс 090.
8:47:52 Э: Отвернуть вправо на курс 090 (неразборчиво) 3.
8:49:43 Э: ZA 8-2-43, для информации, сию опять снижайтесь, эшелон 70, по возможности набирайте эшелон 9-0.
8:49:56 Э: Набираем эшелон се... семь... 19 (неразборчиво) на восе... восемьсот три.
8:50:03 Д: ZA 8-2 -43, подтверждаю, набирайте эшелон 9-0.
8:50:19 Д: ZA 8-2 -43, если будет возможность сообщите остаток топлива в часах.
8:50:29 Э: Полтора часа, Азербайджан, 82-43.
8:51:05 Д Азербайджан 8-2-43, как появится возможность, сообщите количество пассажиров.
8:51:12 Э 62 пассажира, 8-2-43.
8:51:16 Э: Кислороду не хватает (неразборчиво), у нас не хватает кислорода.
8:51:17 Д: Азербайджан 8-2-43, повторите количество пассажиров и наличие опасных грузов.
8:51:25 Э: 62 пассажира, опасных грузов нету, Азербайджан 8-2-43.
8:51:31 Д: Азербайджан 82-43, понял, записали, 62 пассажира, опасных грузов нет.
8:51:54 Д Азербайджан 82-43, сию...
8:52:25 Д: Азербайджан 82-43, данные по аэродрому Актау вам необходимы какие-то или у вас всё есть?
8:52:41 Э Нет, нам не нужно, у нас всё есть.
8:52:44 Д Азербайджан 82-43, понял.
8:52:46 Э Так, у нас ситуация такая. Кислород заканчивается в кабине пассажирской. Значит, там взорвался кислородный по-моему баллон. А, значит, запах топлива идёт. А, пассажирам некоторым... а, значит, теряют сознание. Разрешите мы пойдём на меньшей высоте?
8:53:04 Д Азербайджан 82-43, какой необходим эшелон сообщите. И информацию принял, взорвался кислородный баллон, кончается кислород, теряют сознание пассажиры.
8:53:14 Э Так, эшелон шестидесятый подойдёт.
8:53:18 Д: Азербайджан 82-43, принял, снижайтесь эшелон 60 и реанимация необходима будет по прибытию?
8:53:18 Д: Азербайджан 82-43, принял. Снижайтесь, эшелон 60. И реанимация необходима будет по прибыт...
8:53:25 Э: Наверное, да.
8:53:27 Д Азербайджан 82-43, понял, снижайтесь эшелон 60.
8:53:35 Снижаемся, эшелон 60-ый.
8:59:44 Д: AZAL 82-43-ий, в ответ по высоте эшелон 54, 55, по возможности выдерживайте эшелон 60.
9:01:41 Д Азербайджан 82-43, если есть возможность, сообщите расчётное время посадки в Актау.
9:01:49 Э 6-30 (нрзб), Азербайджан 82-43.
9:01:53 Д Азербайджан 82-43, 6-35, правильно понял?
9:01:57 Э 6-3-0, Азербайджан 82-43.
9:02:01 Д Азербайджан 82-43. 0-6-30, принял время, спасибо.
9:02:15 Д Азербайджан 82-43. Если есть возможность влево на 10 градусов возьмите поправку, чтобы взять курс 0-9-0.
9:02:28 Э Влево поправку, чтобы взять курс 0-9-0, Азербайджан 82-43.
9:02:32 Д Азербайджан 82-43, сию проходите точку... южнее 9 километров, до Актау, западнее... 133 километра осталось и сию работайте Актау-Вышка 120... свидания.
9:02:47 Э 120 запятая 7, спасибо, Азербайджан 82-43.
Далее переговоры с экипажем рейса «Азербайджанских авиалиний» ведут диспетчеры Актау:
9:02:56 Э: MAYDAY, MAYDAY, MAYDAY. Азербайджан 82-43, Актау-Вышка, добрый день. Рули управления отказали, управляем (секторами) газа. Запрашиваем аварийную посадку на полосу 11.
9:03:13 Д2 Азербайджанский 82-43, Актау-Вышка, день добрый, опознаны, информацию приняли, управляете только рулями управления. Код бедствия 7-7-0-0. Продолжайте снижение 1800 футов, QNH 10-25. И сообщите вам как будет удобнее зайти. Визуально скорее всего, да?
9:03:34 Э: Снижаемся на высоту 1800 футов. Будем заходить визуально. Азербайджан 82-43. Управляем секторами газа.
9:03:46 Д: Азербайджанский 82-43, векторение обеспечить для захода?
9:03:52 Э: Да, отвекторите, пожалуйста, Азербайджан 82-43.
9:04:04 Д: Азербайджанский восемьсот... 82-43. Повторите, последнее не прошло. Векторение обеспечить для захода?
9:04:10 Э: Обеспечьте векторение, Азербайджан 82-43.
9:04:13 Д: 82-43, принято, курс 0-7-0.
9:04:20 Э: Курс 0-7-0, Азербайджан 82-43.
9:06:44 Э: Актау-Вышка, нас подвести так, чтобы мы заходили с прямой, пожалуйста. Азербайджан 82-43.
9:06:50 Д: 82-43, принято, заход с прямой рассчитывайте.
9:06:56 Э: Отвекторите нас так, чтобы мы зашли с прямой, без разворотов, пожалуйста. Азербайджан 82-43.
9:07:05 Э: Как приняли? Азербайджан 82-43.
9:07:08 Д: Азербайджан 82-43, принято. Следуйте с курсом 0-5-5.
9:07:13 Э: Следую с курсом 0-5-5. Азербайджан 82-43.
9:12:50 Э: Азербайджан 82-43, Актау-Вышка.
9:12:53 Д: Азербайджан 82-43, Актау-Вышка, на приёме.
9:12:57 Э: А, нам продолжать следовать с курсом 0-55?
9:13:09 Д: Азербайджан 82-43, вправо курс 1-0-0.
9:13:14 Э: Вправо курс 1-0-0, Азербайджан 82-43.
9:13:26 Д: Азербайджанский 82-43, ваше местоположение, азимут 282, удаление 37 морских миль.
9:13:34 Э: Принято. Азербайджан 82-43.
9:14:09 Э: KZS_1431 Актау-Вышка, KZS 14-31.
9:14:13 Д: KZS 14-31, Вышка на приёме.
9:14:15 Э: KZS_1431 KZS 14-31, сию проходим траверзом точку САУРА, вошли в контролируемую зону. Далее по плану, по просьбе заказчика, будем по берегу моря, до Акшукура. До Акшукура будем работать по берегу моря на высоте от 50 до 100 метров.
9:14:32 Д: KZS 14-31, для информации у нас аварийный борт с посадкой идёт. Аэропорт закрыт. Вам пока ожидайте над точкой САУРА, после сообщу дополнительно.
9:14:42 Э: KZS_1431 А мы не будем мешать. Мы на удалении 4-5 километров по берегу моря пока можно следовать?
9:14:49 Д: KZS 14-31, выполняйте мои указания, ожидайте на точке САУРА до дальнейших указаний.
9:14:54 Э: KZS_1431 Вас понял, ожидаем над точкой САУРА до дальнейших указаний, KZS 14-31.
9:15:30 Д: Азербайджанский 82-43, текущий курс сообщите.
9:15:34 Э: Текущий курс 112, Азербайджан 82-43.
9:15:37 Д: Азербайджанский 82-43, курс 0-9-0.
9:15:41 Э: Курс 0-9-0. Азербайджан 82-43.
9:15:56 Д: KZS 14-31, по моим данным вы от точки САУРА отошли на 5 миль. Курс на точку САУРА возьмите.
9:16:06 Э: KZS_1431 KZS 14-31, понял, разворачиваемся, курс САУРА.
9:16:13 Э: KZS_1431 Вышка, KZS 14-31.
9:16:16 Д: KZS 14-31, Вышка на приёме.
9:16:18 Э: KZS_1431 А-а-ы, тогда мы пойдём, выйдем из контролируемой зоны и будем следовать в сторону островов.
9:16:25 Д: KZS 14-31, принято.
9:16:34 Д: Азербайджанский 82-43, азимут 280, удаление 25 морских миль, визуальный контакт с ВПП доложите.
9:16:45 Э: Принято. Визуальный контакт с ВПП доложим. Азербайджан 82-43.
9:18:36 Д: Азербайджанский 82-43, для информации ВПП на 1 час, удаление 17 миль.
9:18:43 Э: Принято, Азербайджан 82-43.
9:19:11 Д: Азербайджанский 82-43, для вашего удобства огни ВПП включили.
9:19:18 Э: Принято, Азербайджан 82-43.
9:19:43 Д: Азербайджанский 82-43, ваше местоположение азимут 282, удаление 13.
9:19:51 Э: Принято, Азербайджан 82-43.
9:19:57 Д: Азербайджанский 82-43, курс 0-7-0.
9:20:04 Э: Курс 0-7-0, Азербайджан 82-43.
9:21:02 Д: Азербайджанский 82-43, курс 0-9-0.
9:21:09 Э: 0-9-0, Азербайджан 82-43.
9:21:30 Д: Азербайджанский 82-43, ВПП на удалении 8 миль полосу наблюдаете?
9:21:39 Э: Наблюдаем, Азербайджан 82-43.
9:21:43 Д: Азербайджанский 82-43, ветер 20 градусов, пять метров в секунду, посадку разрешаю, ВПП 11.
9:21:49 Э: Разрешили ВПП 11. Азербайджан 82-43.
9:23:21 Э: Сделаем вираж, если получится зайдём. Азербайджан 82-43.
9:23:24 Д: Азербайджан 82-43, принято. Посадка разрешена, ветер 20 градусов, пять.
9:23:29 Э: Посадка разрешена, Азербайджан 82-43.
9:27:07 Д: Азербайджан 82-43, азимут 240, удаление 3.
9:27:12 Э: Принято, Азербайджан 82-43.

 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума

СМИ Азербайджана опубликовали слитую объяснительную российского капитана об ударе по самолету AZAL. Он подтвердил, что писал такой документ

The Insider
1 июля 2025 20:31
1.jpg

Азербайджанские СМИ опубликовали объяснительную российского капитана Дмитрия Паладичука, который рассказал, как получил приказ вести огонь по самолету AZAL в декабре 2024 года во время налета дронов на Грозный и, в свою очередь, передал этот приказ оператору. В объяснительной не упоминается непосредственно самолет, там сказано, что станция обнаружения выявила «потенциальную цель», которую было не видно из-за тумана, она была взята на МРЛС, о чем капитан Паладичук доложил на войсковой командный пункт 51-й дивизии и передал высоту, а также скорость объекта. По телефону капитан получил команду цель уничтожить, после чего отдал команду оператору стрелять. Первая ракета в цель не попала, Паладичук дал команду стрелять повторно.
2.jpg
Полный текст объяснительной:
«По существу заданных мне вопросов я, капитан Паладичук Дмитрий Сергеевич, могу пояснить следующее: я — командир БМ № 274, начальник расчета, нес боевое дежурство по прикрытию г. Грозный с 24.12.24 по 25.12.24 года. В 05:40 25.12.24 г. поступила команда о переходе в готовность № 1. В 05:48 я доложил о переходе в готовность № 1 по средствам сотовой связи. На позиции сотовая связь неустойчивая, других устойчивых средств связи у меня не было. Были проложены провода оптоволоконные, но не подключены к терминалу, и не было цифрового телефона с наборным полем.
В 08:11 станцией обнаружения целей была выявлена потенциальная цель, которую я взял на точное сопровождение МРЛС, о чем я доложил на ВКП 51-й дивизии. В 08:13 я доложил обновленные координаты: α = 338 градусов, D = 7000 м, H = 490 м, V = 118 м/с, курсом на 230 градусов. Мне по телефону дали команду цель уничтожить.
В оптику цель видна не была из-за очень густого тумана, о чем было доложено на ВКП. В 08 часов 13 минут 30 секунд я дал команду на поражение оператору. В 08 часов 13 минут 33 секунды ракета сошла с направляющей. В 08 часов 13 минут 47 секунд ЦВС БМ-72В6 выдал сообщение, что цель пропущена. В 08 часов 13 минут 48 секунд я дал команду на повторный обстрел. По данным МРЛС, первая ракета ушла, когда у цели были следующие координаты: α = 319 градусов, D = 7300 м, H = 697 м, V = 80 м/с. Пуск второй ракеты был произведен, когда у цели были следующие характеристики: α = 311 градусов, D = 8000 м, H = 1300 м, V = 120 м/с».

Объяснительная подлинная, а командование знало, что летит не дрон​

Дмитрий Паладичук действительно служил в различных частях ПВО, включая 14-ю армию ВВС и ПВО в Новосибирске. Также The Insider выяснил, что объяснительная, вероятнее всего, подлинная. В распоряжении редакции есть запись его сегодняшнего телефонного разговора, в котором Паладичук подтвердил, что писал объяснительную «командующему армии» «после стрельбы по самолету», так как «потребовали», и подтвердил особенности своего почерка, например, характерное написание буквы «ё». Кроме того, голос Паладичука идентичен голосу на видео, опубликованном азербайджанскими СМИ, — в ролике показано, как отдавался приказ о стрельбе.
Вероятнее всего, документ был передан Россией Азербайджану в рамках расследования инцидента — в самой объяснительной нет сенсаций: о том, что самолет разбился из-за работы ПВО, было известно и ранее. Однако впервые публикуется имя военного, получившего приказ уничтожить цель и отдавшего приказ о двух ударах. В объяснительной есть лишь одна странная деталь — скорость «цели». Судя по цифрам, которые капитан Паладичук передал командованию, это не мог быть дрон — с такой скоростью (120 м/с = 432 км/ч) и на такой высоте (8 км) дроны не летают. Таким образом у военных были все данные, чтобы понять, что это некий самолет.
Объяснительная могла быть слита в СМИ на фоне разгорающегося конфликта России и Азербайджана после того, как 27 июня в Екатеринбурге силовики задержали свыше 50 уроженцев Азербайджана, оперативные действия были связаны с уголовным делом об убийствах, совершенных в период с 2001 по 2010 год. Далее Баку остановил все российские мероприятия в стране и обвинил РФ в насилии и убийствах азербайджанцев «по признаку этнической принадлежности». После череды задержаний российских граждан МИД РФ заявил Баку протест и обвинил в демонтаже двусторонних отношений. Азербайджан заявил встречный протест.

Катастрофа E-190 под Актау​

Вечером 25 декабря 2024 года пассажирский самолет Embraer 190AR, выполнявший рейс J2-8243 авиакомпании AZAL из Баку в Грозный, потерпел крушение в районе города Актау в Казахстане. На борту находились 67 человек — 62 пассажира и 5 членов экипажа. В результате катастрофы погибло 38 человек, 29 выжили.
Причиной катастрофы стал удар зенитной ракеты, выпущенной, предположительно, из российского зенитного комплекса «Панцирь-С1». После начала массовой атаки дронов на юг России ПВО были приведены в повышенную готовность. В обломках были обнаружены следы пробоин, характерных для поражения боевыми элементами зенитной ракеты, а экипаж успел сообщить о «внешнем ударе».
Перед катастрофой у самолета наблюдались перебои в работе навигационных систем: пропадал сигнал GPS и ADS-B. Борт отклонился от курса, кружил, снижался и затем резко потерял высоту. Экипаж пытался совершить экстренную посадку в районе Актау, однако не смог посадить самолет благополучно.
 
Сверху