Стр. 9
ФРАКИЙЦЫ И ИХ СУДЬБА
До конца II тыс. до н. э. этнический состав населения Балканского полуострова науке неизвестен. Крупные перемены в эпоху бронзы связаны с миграциями в пределах ареала, признаваемого колыбелью индоевропейцев, населявших не только часть территории Неродной и Центральной Азии, но и ряд областей Восточной, Цен тральной и Юго-Восточной Европы.
Процесс консолидации греческой народности связан с двумя волнами миграции из северных районов названного ареала Европейцы: первую в Ш тыс. до н. э. представляли ахейцы. Их культура пришла на смену критской. Вторую составили дорийцы (ок. 1200 г. до и. э.). Они принесли с собой железо и уничтожили центры ахейской (микенской) культуры, но и многое восприняли от нее. Слияние ахейцев, дорийцев и автохтонов дало начало греческой народности.,
Тогда же на Балканах консолидировались и другие индоевропейские народы, в том числе иллирийцы и фракийцы. Фракийцы впервые упоминаются в «Илиаде» Гомера: они участвовали в Троянской войне (ок. 1200 г. до н. э.). По реке Струме (Стримону) обитали македонцы, составлявшие ветвь фракийцев, но подвергшиеся затем сильному греческому влиянию. Крупным родстственным фракийцам народом в бассейне Моравы и Нижнем Подунавье были мезы (мизы). Формирование фракийской народности совершалось в эпохи поздней бронзы и железа, т. е. с середины II тыс. до конца I тыс. до н. э. Земли фракийцев простирались от Карпат до Эгейского моря и от Черного моря до Моравы и Македонии. Известно до 90 фракийских племен, крупнейшими из которых были одризы (на юго-востоке, во Фракии) и геты и даки в левобережье и отчасти в правобережье нижнего Дуная.
Еще во времена Гомера фракийцы были известны как земледельцы и скотоводы. Славились фракийские кони, вооружение, боевые колесницы; фракийцы торговали зерном, вином, медом, воском, лошадьми, кожами, керамикой, рыбой, тканями.
Основу экономического развития фракийского общества в первой половине I тыс. до н. э. составило овладение металлургией железа, приведшее к крупным сдвигам в хозяйстве и социальной структуре. Развитие шло несколько разными путями к северу от Балканских гор, где был более суровым климат, и к югу от них. На юго-западе Фракии близ рудных месторождений находились и главные металлургические центры. Ремесло все более специализировалось. Обнаружены мастерские, уже работавшие на рынок. Близ культовых мест (например, у Филиппополя — фракийский Пулпудева, современный Пловдив) появились торжища. Торговые пути связывали фракийцев с соседями. Расцвет фракийского общества приходится на V—IV вв. до н. э. Земледелие стало окончательно пашенным, основанным на использовании железного лемеха. Сеяли пшеницу, рожь, ячмень, просо, лен, коноплю, возделывали виноград, фрукты, выращивали овощи. Большого развития достигли овцеводство и коневодство.
С VIII до конца VII в. до н. э. совершалась так называемая великая греческая колонизация, захватившая и фракийские районы от Салоникского залива до устья Дуная. Были основаны такие города (полисы), как Византии (с 330 г. н. э. Константинополь, современный Стамбул), Салмидес (Мидия), Аполлония (Созополь), Анхиал (Поморье), Месамбрия (Месембрия, Месимврия, Мссебр), Одесс (Варна), Дионисополь (Балчик), Калатис (Мангалия), Томи (Констанца), Истрос (Истрия). Общественное устройство полисов-колоний (демократическое, аристократическое) соответствовало порядкам в полисах-метрополиях. Первоначально враждебные отношения с греческими городами сменялись мирными. На побережье образовалась зона синтеза: фракийцы проникли в города, получая права гражданства и содействуя распространению фракийской культуры, греческое влияние, в свою очередь, охватывало близлежащую округу, обусловив постепенную эллинизацию живших здесь фракийцев. Связи с греческими колониями ускорили развитие фракийского общества.
Фракийская племенная аристократия окрепла к середине I тыс. до н. э. Эксплуатация свободных общинников становилась регулярной. Община превращалась в территориальную, соседскую, утверждалось право собственности общинника на пахотный надел. Имущественная дифференциация вела к обеднению части общинников, попадавших в зависимость. Племенные союзы носили военно-демократический характер, вели упорную борьбу друг с другом. Возникли военно-политические и религиозные центры. Вокруг жилищ вождей вырастали крупные поселения, а затем укрепленные города, такие, например, как Ускудум (Адрианополь, Эдирне) на Марице и Кабиле в верховьях Тунджи, основанные одризами. С VI в. до н. э. на смену натуральному приходил денежный обмен. Курсировали греческие и персидские монеты; чеканили в греческих мастерских свои монеты и фракийские царьки.
Фракийская союзно-племенная аристократия исподволь становилась рабовладельческой. Рабы использовались в скотоводстве, в рудниках, в качестве прислуги. Но основную роль играли по-прежнему свободные общинники. Рабов часто сбывали в греческие полисы. К середине I тыс. до н. э. началось становление государств.
Сначала возникло несколько государственных объединений между Струмой и Вардаром, вдоль побережья Эгейского моря и во Фракии, среди которых сильнейшими были одризские. Образованию на рубеже VI—V вв. до н. э. обширной Одризской державы способствовала общая опасность со стороны персов — через земли фракийцев шли походом войска Дария в 514—513 гг. до н. э. против скифов, а затем и войска персов во время греко-персидских войн. Государство одризов охватывало на западе почти все современные болгарские земли и выходило за их пределы на северо-востоке и юго-востоке. Большинство греческих городов-колоний, особенно на Черноморском побережье, признало суверенитет Одризского царства. Одризская держава поддерживала отношения с греческими полисами (особенно Афинами) и со скифами. Наивысшего расцвета она достигла в V в. до н. э.
С VI—V вв. до н. э. фракийские земли вошли в ареал воздействия греческой культуры, слабо затронувшей, однако, сельскую территорию. Быт крестьянина оставался бедным. Резкие изменения претерпел образ жизни знати, подвергавшейся эллинизации. В городах внедрялось строительное искусство греков: планировка, водопровод, канализация, колоннады, статуи, барельефы.
Ввозилось множество греческих вещей и изделий искусства. Ввоз удовлетворял прежде всего запросы знати. Города-колонии развивались в основном в рамках греческой культуры.
Однако продолжали развиваться и собственно -фракийские культура и искусство. Сохранялись культы фракийских богов и богинь. Главную роль играл культ солнца, была распространена вера в бессмертие души, существовал культ возрождения природы—все эти верования отразились в погребальном ритуале. Поклоняясь богам, фракийцы совершали жертвоприношения, обычно кровавые, изредка в жертву приносили людей. Целью жертвоприношений было стремление добиться урожая, плодородия. Часто жертвенным животным оказывалась собака. Весьма популярным был культ так называемого фракийского конника (всадника) : найдено до полутора тысяч изображений конника в 350 географических пунктах Болгарии. Почитался также культ Диониса. Празднества в честь сказочного бога-певца Орфея и Диониса носили оргический характер.
Многое об искусстве фракийцев известно по некрополям. Там обнаружены шедевры ювелирного искусства — зооморфпые украшения из золота и бронзы. Расцвет фракийского искусства приходится на IV — начало III в. К той эпохе относят знаменитую Казанлыкскую гробницу. Ее цветные росписи рассказывают не только о культе мертвых, но и о быте и нравах живых. Знаменит и Панагюриштский золотой клад высокохудожественных священных предметов (диск, кувшин, зооморфные и антропоморфные ритоны — символы власти). Изделия исполнены местного колорита, хотя и ориентированы на лучшие греческие и персидские образцы. Иначе говоря, как и ранее, культура Восточных Балкан служила мостом между Европой и Азией.
Казанлыкская гробница и другие шедевры не чисто фракийские памятники: они представляли синтез греко-фракийского искусства. Но и фракийцы оказали серьезное воздействие на греческую культуру. Фракийские божества Арес и Дионис широко распространились в греческом мире. Культ Диониса причастен к становлению греческой трагедии и комедии. Орфея греки почитали не менее, чем фракийцы. Не было ни одного народа, культурное влияние которого на греков сравнимо с фракийским.
Одризская держава оказалась непрочной. Признаки ее распада стали явными к середине IV в. до н. э. Кризис рабовладельческого греческого полиса создал условия для нового государственного объединения фракийцев, но этому помешала экспансия македонских царей.
Центр Македонской державы лежал в верховьях Бистрицы. Уже в V в. до н. э. это царство играло большую роль в Пелопонесских войнах, а в IV в. стало гегемоном на Балканах. По своему строю оно было сходно с классически рабовладельческими, но с заметными пережитками первобытнообщинных отношений. Власть царя превратилась в монархическую в первой половине IV в. до н. э. По культуре, в особенности по культуре высшего социального слоя, Македонское царство было близко к греческим государствам. Пришедший к власти в 359 г. до н. э. Филипп II в 342—339 гг. положил конец Одризскому царству. Однако Македонская держава была недолговечной: после смерти Александра в 323 г. до н. э. его обширное государство развалилось.
В III в. до н. э. на территории фракийцев развернулась борьба диадохов — преемников Александра. Впрочем, одризы сохранили независимость в приморских районах и в 212—211 гг. до н. э. освободились, изгнав македонские гарнизоны. Однако укреплению царства фракийцев помешали затяжные (до начала II в. до н. э.) войны с греческими городами. Сепаратизм охватил все земли фракийцев. Появились местные династии. Политическую нестабильность усиливал упадок экономики и торговли.
ВЛАСТЬ РИМА И ВИЗАНТИИ
Надвигалась новая эпоха — эпоха римского владычества. Утвердив свое господство на западе Средиземноморья, римляне приступили к завоеваниям на востоке. С начала II в. до н. э. они усилили натиск на Македонское царство, соседние фракийские цари помогали македонцам. Однако к середине столетия римляне сломили сопротивление македонцев и греческих полисов (городов-государств), овладев также частью фракийских земель. В восстании македонцев 149 г. до н. э. против Рима приняли участие и фракийцы. В 80-х годах I в. до н. э. они поддержали против римлян и Митридата Понтийского. Тогда римляне взяли в плен вождя фракийского племени медов Спартака, знаменитого вождя восстания рабов в Италии в 74—71 гг. до н. э. Разбив Митридата в 65 г. до н. э., римляне стали расширять свои завоевания во Фракии.
Власть Рима в Македонии и на землях фракийцев утверждалась с трудом. Борьба то затухала, то разгоралась снова. На земли фракийцев посягали и северные соседи: временно, в 50-х — начале 40-х годов I в. до н. э., над забалканскими районами, и том числе над греческими приморскими городами, установил свое господство царь задунайского дако-гетского царства Буребиста.
После убийства «вечного» диктатора Рима Гая Юлия Цезаря в 44 г. до н. э. Балканы стали одним из театров римских гражданских войн. Фракийцы то признавали власть Рима, то отвергали ее. Известны крупные восстания фракийцев против римлян в 21, 26 и 44 гг. н. э. После восстания 44 г. Фракийское царство было превращено в подчиненные Риму провинции. Еще ранее на территории мезов, за Балканами, была отчасти введена римская администрация. Теперь этот регион стал провинцией Мезия (Мизия, Мисия), включавшей придунайские земли примерно от современного Белграда до Черного моря.
В провинцию Фракия вошли Гем (Балканский хребет), Родопы, Пирин, Рила, Витоша, равнина между Мраморным, Черным, Эгейским морями и часть провинции Македония. Б 86 г. Мезия была разделена на Верхнюю (область к югу от Дуная между Белградом и Ломом) и Нижнюю, соответствовавшую современной Северной Болгарии. Возникла и провинция Малая Скифия (Добруджа). Как пограничной (до покорения римлянами даков за Дунаем в начале II в. и образования провинции Дакия) провинции римляне уделяли Мезии особое внимание: здесь стояло множество римских легионов; проводилась политика активной колонизации захваченных земель; устраивались поселения ветеранов, наделяемых землей и обладавших налоговыми льготами.
К югу от Балканского хребта римская колонизация была менее интенсивной. Во Фракии уцелело немало фракийских сел с общинным землевладением и имений фракийской аристократии. Фракийская знать, на которую опирались римские власти, получала права римского гражданства и превращалась в рабовладельческую наравне с римской. Создавались виллы, основанные на эксплуатации рабов и арендаторов и располагавшиеся обычно поблизости от городов. Это были крупные хозяйственные комплексы с роскошными господскими помещениями, водопроводом, канализацией, банями, садами, портиками, а позднее — в эпоху «варварских» нашествий — и с крепостными сооружениями.
Села находились в подчинении у городов, Сельские жители не располагали ни собственностью в городах, ни правом участия в их общественной жизни. Селом управлял магистр. Он отвечал за выполнение обязательств поселян перед фиском. Ощущался острый недостаток рабочих рук. «Варваров», попавшихв плен, селили на положении полузависимых крестьян, обязанных платить налоги и нести воинскую службу; их продавали и наследовали вместе с их землей. Такие поселенцы были на Балканах предшественниками колонов. А собственно колонат, сопровождавшийся прикреплением свободных крестьян к земле и личности господина, пришел сюда в III в.
Особенно крупными императорские имения были в Мезии. Романизация совершалась здесь быстрыми темпами, тогда как к югу от Балканского хребта и в Македонии она натолкнулась на сильное противодействие греческого этнокультурного элемента. Да и римских гарнизонов, сел ветеранов и имений императора во Фракии было меньше.
На месте лагерей римских легионов в Мезии вырастали обслуживавшие их поселения, превратившиеся в укрепленные города. Так по Дуиаю возникли Сингидунум (Белград), Вимина-циум (Костолац), Бонония (Видин), Дурострорум (Силистра, Дристра), Ноне (Свиштов) и др., а во внутренних районах — Монтана (Михайловград), Абритус (Разград) и др. Города в Македонии, существовавшие с IV в. до н. э., переживали, напротив, упадок. Сохранилась лишь часть их (Филиппи, Стоби, Фессалоники — по-славянски Солунь, современный город Салоники). Города Фракии также сначала не получали прав римского гражданства и находились в большой зависимости от римских наместников, как и в Греции. Оживление наступило только в начале II в., когда, получив права городов, поднялись как рабовладельческие центры старые фракийские поселения Сердика (Средец, София), Берое (Августа Траяна, Стара-Загора), Пауталия (Кюстендил). Их должностные лица (куриалы) по старой античной традиции исполняли свои обязанности безвозмездно.
В императорских салтусах (имениях) во Фракии особенно процветали коневодство и овцеводство. Власти поощряли занятие виноградарством. Активно велась добыча меди, железа, золота, серебра. Рудники были собственностью государства. Здесь широко использовался труд рабов. Более трети оружейного производства империи сосредоточивалось во Фракии. В 170—230-е годы балканские провинции переживали расцвет. Важными торговыми магистралями стали проведенные римлянами стратегические дороги. Их обслуживали дорожные станции со сменными лошадьми и постоялыми дворами. Городские ремесленники были приписаны к коллегиям — объединениям мелких производителем, связанных обязательствами перед фиском. Производители изделий были и их продавцами: лавка совмещалась с мастерской. Основным средством обращения па рынке стала римская монета (солид).
Время римского господства ознаменовалось решительным изменением остатков первобытнообщинного строя и утверждением рабовладельческих отношений, особенно в Мезии, хотя до приходи римлян в социально-экономическом отношении она была менее развита, чем Фракия. Но в целом даже в Мезии рабов было меньше, чем в передовых римских провинциях. Однако, если в Мезии рабовладение еще развивалось по восходящей, в самой метрополии и более развитых провинциях оно уже приходило в упадок. Осповную массу земледельцев Мезии составляли свободные крестьяне — налогоплательщики казны; они подлежали также рекрутским наборам. Кризис рабовладения захватил Мезию в середине III в., и его наступление было ускорено вторжением «варваров». Усилился отпуск рабов на волю. Сходные процессы происходили и во Фракии. С 212 г. по эдикту императора Каракаллы все подданные империи (кроме рабов) обрели права римского гражданства. Мера эта преследовала прежде всего фискальные цели: повинности перед казной распространялись отныне на все население империи. С середины III в. почти два столетия Римская империя вела тяжелые войны с готами. Кроме готов, в империю вторгались бургунды, карпы, герулы, бастарцы, цевки, тайфалы, гунны и др. В 270—272 гг. римляне были вынуждены оставить задунайские владения в Дакии. Балканы оказались ареной борьбы, на которой решались судьбы империи. Именно сюда в III—IV вв. был направлен главный удар «варваров».
Территория к северу от Балканского хребта (Гема) распадалась в III—IV вв. в этнокультурном отношении на две зоны: большая часть внутренних районов была полностью романизирована. На Черноморском побережье, в зоне греческих городов с их эллинизированном округой, доминировали греческий язык, и греческие культурные традиции. Лишь кое-где в деревнях Мезии в IV в. сохранялись фракийские быт и культура, особенно на Геме.
С углублением упадка рабовладельческого строя все более обнаруживалось экономическое преобладание восточных провинций. В 330 г. император Константин I Великий перенес столицу из Рима в Византии (он стал называться Константинополем), отстроив его с необычайной быстротой и великолепием. В 395 г. произошел официальный раздел империи на Западную и Восточную. С тех пор развитие будущих болгарских территорий совершалось в рамках Восточноримской (Византийской) империи.
Конец IV—VI век отмечены усилением кризиса. Рабов все чаще наделяли участком, превращая в мелких зависимых земледельцев. Они постепенно сливались с колонами, большинство которых в IV— V вв. было прикреплено к земле. Колоны несли повинности и в пользу господ и в пользу фиска. Свободное общинное крестьянство, задавленное тяжелыми натуральными налогами и отработками, разорялось. Его воинская повинность заменялась выплатой денег: на эти средства государство содержало наемные войска и «федератов» — укомплектованные из «варваров» отряды, размещенные на Балканах.
Гнет государства усилился и в городах. Члены ремесленно-торговых коллегий были прикреплены к своему ремеслу и обязаны вносить налоги и торговые пошлины. В условиях углубления кризиса античного полиса (у римлян — муниципия) горожане, члены городской общины, теряли свои участки в принадлежащей городу сельской округе: их захватывали крупные землевладельцы. Государство прикрепило куриалов (управителей городов, отвечавших и за их снабжение) к их должностям; ответственные за сбор палогов и содержание общественных зданий, не получавшие платы за должность куриалы разорялись.
Ухудшение экономической конъюнктуры, разорение свободного крестьянства, рост налогов, нашествия «варваров», политическая нестабильность, произвол чиновничества — все это обостряло социальные противоречия; множество людей было лишено имущества и очага. Вспыхивали восстания рабов и колонов. В 304 г. угнетенное население Фракии приняло участие в восстании Прокопия, а в 378 г.— в мятеже готов-федератов, не вынесших произвола властей. В битве с восставшими погиб император Валент. Ширилось движение скамаров («разбойников), разорившихся свободных, беглых колонов и рабов.
Крупные волнения происходили на почве религиозных разногласий, появились многочисленные богословские ереси. Христианство распространялось на Балканах с начала нашей эры, но было гонимой религией. Константин I прекратил гонения и сам принял христианство перед смертью. Уже при нем христианская церковь стала привилегированной организацией. Епископы приобрели огромное влияние в городах. При преемниках Константина христианство стало официальной религией: преследованиям подвергались все, не разделявшие официальную доктрину. BVI в. победило ортодоксальное направление (православие), поддерживаемое властями. Языческие, в том числе фракийские и греческие, культы сурово преследовались.
Нашествия «варваров» тем временем нарастали. Особенно опустошительным было около середины V в. нападение гуннов. Множество сел и городов были сметены с лица земли, сотни тысяч людей убиты или уведены в рабство. Набеги гуннов, готов, протоболгар повторялись каждые пять-шесть лет, порой ежегодно. «Варвары» доходили до стен столицы. ЮстинианI (527— 565), опираясь на ресурсы восточных провинций, приступил к грандиозной программе укрепления границ. Вдоль Дуная была отстроена нз нескольких сот крепостей мощная линия обороны, крепости во множестве были возведены и во внутренних районах. Это строительство и продолжительные войны Юстиниана с целью отвоевания Италии у остготов, Африки у вандалов, а также борьба с Персией за Лазику (на Кавказе) и Армению тяжким бременем легли на плечи народа. Но натиск «варваров» был неудержим. Среди них уже в начале правления Юстиниана все большую опасность стали представлять для империи славяне.
Господство римлян, утверждение христианства и нашествия «варваров» обусловили коренные перемены в этнокультурной жизни Балкан.J
В I—IV вв. на Балканах утверждалась римская культура, захватившая прежде всего города. Латынь стала официальным языком. В городах на форумах (центральных площадях) воздвигались общественные здания: библиотеки, термы (бани), театры, стадионы, храмы. Здания украшались статуями богов и императоров, барельефами, цветными мозаиками, колоннадами, декоративной росписью. Проводились водопровод и канализация, мостились улицы и дороги. С утверждением христианства центральное место в архитектуре города заняла церковь-базилика.
Па берегу Черного моря, в Южной Македонии и во Фракии «сохранялось греческое и эллинизированное население с его культурными особенностями. Традиции фракийской культуры удерживались в основном в сельской местности к югу от Балкан, особенно и горных районах (и Родопах, по течению Струмы). Но и эти традиции изменялись под воздействием культуры греков и «варварских» племен, оседавших на Балканах. Огромным нивелирующим фактором в сфере культуры было христианство, сглаживающее этнические отличия. К началу славянских вторжений фракийцы не сохранились этнически как особый народ. Процесс становления фракийской народности в силу внешнеполитических условий (македонское и римское завоевания) не достиг полного завершения. В Мезии в волнах поселенцев-«варваров» растворились не только фракийцы, но и романизированные жители, имевшие разные этнические корни.
Сложнее обстоит дело с фракийским культурным наследием. Элементы фракийской культуры, усвоенные как греками, так и «варварами» самого разного этнического происхождения, а может быть, и сохраненные в лоне христианской религии остатками собственно фракийского населения, прослеживаются во многих сферах сложившейся здесь позднее болгарской культуры. Эти элементы отразились в колорите народных празднеств (красочные, в маскарадных одеяниях, кукерские игры, нестинарство — искусство хождения босиком по раскаленным углям), в особенностях народной одежды, в украшениях, в обычаях, связанных со сменой времен года, в музыке. На христианские культы «святых»-воинов (св. Димитрия и св. Георгия) были перенесены черты языческого культа фракийского конника. Сохранился ряд топонимов, переданных от фракийцев.
Реликты фракийской цивилизации в славяно-болгарской культуре отступают, однако, на второй план сравнительно с воздействием греко-римской цивилизации, а с IV в. Восточно-христианской (византийской), в рамках которой в течение полу-тысячелетия до заселения полуострова славянам развивалась и видоизменялась сама фракийская культура.