История Болгарии

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
На счет кириллицы и глаголицы, по моему, у нас уже была с вами дискуссия(лениво выискивать по темам). И тогда, если я не путаю, вы утверждали что именно кириллицу создали Кири́лл (в миру Константи́н по прозвищу Фило́соф, 827—869, Рим) и Мефо́дий (в миру Михаи́л; 815—885, Моравия) — братья из города Солуни (Салоники) (согласно Википедии). А я вам как раз оппонировал, высказывая про глаголицу.
Такого эпизода в моей жизни не было, вы спорили с кем-то другим.
Не сочтите за труд набрать в поиске глаголица и сами убедиться в этом.
 

neofit

Продължително пребиваващ
Такого эпизода в моей жизни не было, вы спорили с кем-то другим.
Не сочтите за труд набрать в поиске глаголица и сами убедиться в этом.
Пришлось все-таки заняться архивной деятельностью
Да, действительно, про глаголицу мы дискутировали с участником под ником «Яяя» :b:
https://www.sentia.ru/index.php?threads/О-генетическом-профиле-болгар-и-соседних-народов.639/page-2#post-13928
https://www.sentia.ru/index.php?threads/О-генетическом-профиле-болгар-и-соседних-народов.639/page-2#post-14206
Кстати и там есть не менее интересный материал выложенный и вами
«Българският произход на част от руския елит» ;)
https://www.sentia.ru/index.php?threads/О-генетическом-профиле-болгар-и-соседних-народов.639/page-2#post-14175
Иногда бывает полезно перечитать и предыдущие посты :)
 

neofit

Продължително пребиваващ
п.п. маленькое уточнение - Сердика получила право чеканить римские монеты - не нонсенс. Право чеканить именно римские монеты говорило о статусе города, потому что в Римской империи многие города могли чеканить свои монеты, которые не были римскими.
Спасибо за разъяснение этой тонкости момента. Но вы не видите различий в тональности, которая характеризует пропаганду и дипломатию.
Почему, в путеводителе не рассчитанном на специалистов-историков, сделан акцент на «римские монеты»? Достаточно для туриста-дилетанта было бы назвать «имперские монеты» и тогда было бы понятно, что в отличие от «местных монет», города Римской империи – Сердика могла чеканить общеимперские монеты, что показывало высокий статус этой чисто Римской провинции. Но был использован термин «римские монеты» - для создания впечатления, что: «не смотря на то, что город Сердика была захваченной территорией [не понятно только у кого? – вероятно у будущей Болгарии] – Рим насадил там чеканку «римских монет», что бы закрепить свое неправовое влияние».
И насчет доминации поляско -литовского княжества. посмотрите в каком веке это было. И кто был литовским /Киевским/ митрополитом.
Да – согласен, что Польско-Литовское княжество возникло много позже крещения святого князя Бориса-Михаила Покръстителя («Когда канасюбиги Богорис крестил болгар /866 год/ - и сам принял има своего крестного - византийского императора Михаила. Так известнен в истории - святой княз Борис-Михаил Покръстител.») Но я и не говорил, что Польско-Литовское княжество возникло раньше и одновременно с Ранне-Болгарским даже еще не княжеством, а ордой. Я оппонировал вашему утверждению, что:
«7. Болгария не стала эталоном славянской культури - а ее основателем. Когда канасюбиги Богорис крестил болгар /866 год/ - и сам принял има своего крестного - византийского императора Михаила. Так известнен в истории - святой княз Борис-Михаил Покръстител. Тогда в Болгарии учениками св. Кирила и Методия Были переведены все богослужебные тексты и много оригинальных текстов, которое потом в тысячных переписях радпостранились на территории теперешных Албании, Македонии, Сербии, Румынии, Киеивской Руси, Литвы и дальше на север. Общая религия превратила население Болгарии в единный народ. Впрочем, то же самое случилось и с населением России.»
Потому как ранее обосновал, что культура (и славянская, в том числе) акт не одномоментного создания, а продукт долгого цивилизационного развития всей совокупности славянских и античных культур Средневековой Европы и Средиземноморья. И приписывать это одному княжеству – это слишком национал-шовенистично.

Предложенный вами материал: «члена скопской академии наук, д-р Иван Микулич, который досконально изучил все остатки средновековых построек Македонии. http://www.jivotatdnes.bg/news/jivo...aselenieto-na-makedoniia-e-predimno-bylgarsko» прочитал. Сделал посильный перевод с болгарского. (Что-то не смог перевести, но общего смысла это не меняет)
Со времен хана Кубера население Македонии – преимущественно болгарское
23.04.2013
http://www.jivotatdnes.bg/news/jivo...aselenieto-na-makedoniia-e-predimno-bylgarsko


С академиком. Проф Григор Велев говорить Румен Леонидов

- Акад. Велев все мы знаем, кто такие хан Кубрат, Аспарух хан, но мало кто слышал о хане Кубер...
- Хан Кубер болгарский правитель, сын хана Кубрата, брат хана Аспарух и член династии Дуло.По византийским хронистам Феофана и Никифора, хан Кубер четвертый сын Кубрата.

- Когда болгары хана Кубера начали селиться в Македонии?

- После 660 г. под ударами хазар распалась Старая Великая Болгария.Двое из сыновей хана Кубрата, Аспарух и Кубер отправились с их ордами на запад.Хан Кубер поселился в бывшей римской провинции Паннония около Срем, в то время как Хан Аспарух, как мы знаем, предпочел дельту Дуная.

- Это правда, что Кубер стал вассалом аваров?

- Да, в Паннонии хан Кубер был временно вассалом Аварского ханства - он был назначен управляющим города Сириум центром области (теперь Митровица).Позже, однако, попытался совершить военный переворот, чтобы захватить власть в Каганате. Поддержав восстание, которое начали пришедшие с ним болгары, поддерживаемые другими племенами, а также пленными аварами византийцами.После неудачной попытки государственного переворота Хан Кубер был вынужден был отправиться на юг, в земли Византии.

- Как отреагировали на это авары?

- По мнению летописцев "Чудеса Св Дмитрия" на пути к Византии Хан Кубер провел шесть сражений с аварами, которых разбил, с помощью своих военноначальников Мавър и Терасий.Для них учиться на своих марках [ошибках], найденных [приобретенных] на территории Македонии.После этих боев Кубер заключил соглашение с представителями византийского императора Константина IV (668-685), которое дает ему право поселиться у горы Кисос (сегодня крепление Хортач) около г. Салоники.

- Когда болгары орды Кубера отправились в Прилепско поле в Македонии?

- В 679, основная часть болгар орды Кубера спускается на юг из Паннонии и поселился в поле Керемисийское поле (сегодня Прилеп области, расположенный между городом Битола и городом Прилеп).Эта область стала известна в византийских хрониках под названием Болгарии, а ее жителей - болгары.Позже эта территория стала называться Берзин название болгарского племени Берси.Но по причине родственных связей между хана Кубера болгар из "Верхней земли", говорит Mадарская надпись хана Тервела, который ссылается на "дядей" из «Нижней земле».

- Не могли бы вы остановиться этом факте немного более подробно?

- На каменные барельефе «Мадара всадник» не хватает несохранившейся надписи, в которой говорится о «носоотрязания императора» Юстиниана II и недоверии, которое проявляют к нему болгары в Салониках.В той же надписью хана Тервел (700-721) говорит, что эти пра-болгары "мои дяди".Хотя и в малой мере, но надпись доказывает, что в те времена хан Тервел считал, что между болгарами из Кубетовой и Аспаруховой Болгарии было сохранено родство.

- Возвращаясь к археологическим исследованиям на этой земле, в Македонии... Что утверждает скопьевский археолог - профессор, доктор Иван Микулчич?

- После переселения на территории современной Македонии, хан Кубер сразу же начали восстанавливать разрушенные в следствии варварских нашествий римские и византийские города. В своей работе "Средневековые города и крепости в Македонии" скопьевский археолог профессор, доктор Иван Микулчич проанализировал письменные источники византийских, болгарских, сербских и западных средневековых летописцев и историков, а также данные из археологических раскопок на территории Вардар Македонии.Исходя из этого сделать интересные научные выводы, например: что в момент создания и укрепления болгарского государства - Республика Македония не была заселена земля...

- Почему?

- Потому что после величайших варварских нападений в III-V века, и особенно в VI веке оседлое (Византийской) населения покинули укрепленные деревни и поселилось в Салониках в Цариграде, Анатолии.Это не было колонизация славян во время славянской волны, которая прокатилась через Балканы V-VII века.Причина в том, что этот район был настолько опустошен варварами, что все деревни были превращены в руины. Поэтому славяне пройдя через Македонию - поселились в средиземноморских районах современной Греции, в месте с мягким климатом и рядом с морем.

- Что еще утверждает профессор Микулчич?

- Он утверждал, факт "о полном отсутствии археологических материальных следов присутствия славян" на территории Вардарской Македонии в VII, VIII в.в. и значительной части IX века.Более того - профессор доказывает, что первые поселенцы в Македонии - болгары хана Кубера, которые создают свое собственное полу-независимое государство.Позже Кубер завоевали территорию до Корча и Елбасана, сегодня Албании, которая означает, что поля Охрид и Ресен были заняты болгарами.

- Какие неоспоримые следы, оставленные в этих местах Булгар Хана?

- От Куберовых болгар остался ряд древнеболгарских названий и артефактов, похожих на те, что открыты в Мизии и Тракии.Они неоспоримое свидетельство болгарского культурного и исторического наследия в этих местах.Почти все города и места в Македонии получения болгарской имена, которые заменили прежние греко-римские имена.

- К какому выводу мы можем сделать?

- Мы, с уверенностью, можем подвести итог: со времени Кубера и до сегодняшнего дня основное населения Македонии - преимущественно болгарское.
Но, к сожалению, это точно такое же мнение, как и приведенный мною материал из Wikipedia.org, который не является академичиским и выражает всего лишь мнение/гипотизу академика Македонской академии – и не более того. Для того, чтобы приведенные им выводы стали академичными – необходимо, что бы их критически рассмотрела и оценила мировая академическая общественность. Тем более, что научная элита античных Греции, Рима и Византии не может ему оппонировать. А я думаю, что им было бы что возразить члену скопской академии наук, д-р Ивану Микуличу
Кроме того я уже ранее сказал, что мои выводы основываются на аксиоме: «Ни что не берется ни от куда - и не пропадает вникуда». При всей монументальности личности хана Кубера (сравнимой, судя по мнению члена скопской академии наук, д-р Ивана Микулича, - с фигурой Петра I – Великого и Екатерины I – Великой в Российской истории), который по словам члена скопской академии наук, д-р Ивана Микулича: «После переселения на территории современной Македонии, хан Кубер сразу же начали восстанавливать разрушенные в следствии варварских нашествий римские и византийские города...» - даже Петр I–Великий и Екатерина I-Великая хану Куберу в подметки не годятся. Потому как Петр I–Великий и Екатерина I-Великая пользовались технологиями, услугами архитекторов и инженеров всей Западной Европы; плюс к этому и Россия тех времен, как общественная система, была уже довольно развитым государством.
А тут «хан», руководитель «орды» (полу-племенной формы общественной организации), значительную часть проведший в военных походах и стычках… - начал восстанавливать разрушенные под чистую, в следствии варварских нашествий, римские и византийские города. Города – продукт почти тысячелетней цивилизации… (а на тот исторический момент - передовой цивилизации и ее технических достижений)! Это сильно – для академика…!
Можно было бы указать еще на ряд парадоксов в статье академика – но я не буду. Потому как «национальная гордость» слепа. А «зрячие» ее раздражают.
Хочу еще заметить stifen, что я с таким же большим сарказмом отношусь к точно таким же академикам, создающим национал-шовенистические мистификации для русских великодержавников. Как например А. Фоменко и Н. Носовский. Хотя их работы в отличие от члена скопской академии наук, д-р Ивана Микулича имеют более серьезную базу для обоснования своих парадоксально-националистических выводов.
Ну и так далее....например канасюбиги Заберган дошел до Цариграда - и отступил после получения даны. Это было во время царствования Юстиниана Великого. И его великий полководец Велизарий не смог его победить.
Да...! А варвары опустошили всю Македонию, по словам члена скопской академии наук, д-р Ивана Микулича – и какое культурологическое влияние на прогресс славянской культуры они оказали?!
ИГИЛ сейчас произвел 7 терактов в Париже. Какая заслуга у этой организации в деле цивилизационного общественного прогресса?!
 

Aksel

Постоянно пребиваващ
Адрес
Вена
ИГИЛ сейчас произвел 7 терактов в Париже. Какая заслуга у этой организации в деле цивилизационного общественного прогресса?!
А при чем там ИГИЛ? Французы постреляли французов, это у них местная разборка. Не знаю, чего все так всполошились. В Бурунди местные друг друга сейчас тысячами в день режут и ничего, при чем тут терроризм?
 

neofit

Продължително пребиваващ
А при чем там ИГИЛ? Французы постреляли французов, это у них местная разборка. Не знаю, чего все так всполошились. В Бурунди местные друг друга сейчас тысячами в день режут и ничего, при чем тут терроризм?
Я не понимаю: Вы, что - не считаете терроризм социальным и политическим злом?!
Если в Бурунди местные друг друга сейчас тысячами в день режут – то это, по вашему понятию, цивилизационная норма?
Возможно, по вашему это и есть норма, а по моему так это не только не нецивилизованно, но и антигуманно.
А вообще вы прочитали контекст, по которому были упомянуты теракты в Париже?
На мой взгляд – вы высказались не в тему.
И еще интересно: в чем был подтекст вашего высказывания?
 

stifen

Продължително пребиваващ
Потому как ранее обосновал, что культура (и славянская, в том числе) акт не одномоментного создания, а продукт долгого цивилизационного развития всей совокупности славянских и античных культур Средневековой Европы и Средиземноморья. И приписывать это одному княжеству – это слишком национал-шовенистично.
«7. Болгария не стала эталоном славянской культури - а ее основателем.
Г-н Неофит, не буду оспаривать ваших выводов, основанных, как уже писа,л на науке логика, а не на науках история и археология. Просто хочу обратить внимание, что я написал, что Болгария стала "основателем" славянской культуры. Нигде не писал, что она была "создателем". Надеюсь, что видите разницу. Конечно, культура не одномоментная, но кто то должен поставить ее основания. А ученики Кирила и Методия, Святые Седмочисленици, поставили основы, которые до сих пор даже не колыхнулись. Простой пример - все основные научные понятия в болгарском и русском языке - остались такими, какими их создали они. Другие народы Европы пользують понятйный апарат в основном римского и эллинского происхождения.
 

neofit

Продължително пребиваващ
Г-н Неофит, не буду оспаривать ваших выводов, основанных, как уже писа,л на науке логика, а не на науках история и археология. Просто хочу обратить внимание, что я написал, что Болгария стала "основателем" славянской культуры. Нигде не писал, что она была "создателем". Надеюсь, что видите разницу. Конечно, культура не одномоментная, но кто то должен поставить ее основания. А ученики Кирила и Методия, Святые Седмочисленици, поставили основы, которые до сих пор даже не колыхнулись. Простой пример - все основные научные понятия в болгарском и русском языке - остались такими, какими их создали они. Другие народы Европы пользують понятйный апарат в основном римского и эллинского происхождения.
Спасибо за ваши ответы.
И я постараюсь вас не сильно нагружать логикой. (Хотя хочу заметить, что вся наука строится на логике – без логики создается только религия и художественная литература, называемая историографией).

Я остаюсь при своем мнении, что славянскую культуру, и в частности ее основы, создала Византийская цивилизация. Я уже в постах #24, #28 и #33
https://www.sentia.ru/index.php?threads/История-Болгарии.484/page-2#post-43171
https://www.sentia.ru/index.php?threads/История-Болгарии.484/page-2#post-43219
https://www.sentia.ru/index.php?threads/История-Болгарии.484/page-2#post-43416
К стати, вы даже в своей аргументации применяете противоречивые доводы: #30
https://www.sentia.ru/index.php?threads/История-Болгарии.484/page-2#post-43307
«Еще пару слов об истории, которая вам неизвестна, и пытаетесь восстановить с помощью логики. Македонское царство пало под ударами Рима. Римляне всю население Македонии продали в рабство. Когда болгарский канасюбиги Кубер пришел на территории Македонии, там практически не было населения - пустая территория. Потому что Византийские императори переселили все население возле города Адрианопола» - это одно утверждение, и тут же приводите в качестве доказательство аргументацию члена скопской академии наук, д-р Иван Микулич, который досконально изучил все остатки средновековых построек Македонии: https://www.jivotatdnes.bg/news/jivo...aselenieto-na-makedoniia-e-predimno-bylgarsko, где говориться совершенно другое: Македония была полностью опустошена в следствии набега варварских племен.
Вы уж как-то воспользуйтесь логикой, а то получается какая-то чушь несусветная.
На счет Кирилла и Методия, как вы посоветовали в том же посте #30 - я прочитал. Смотрим краткую историческую сводку из Wikipedia.org:
«Кири́лл (в миру Константи́н по прозвищу Фило́соф, 827—869, Рим) и Мефо́дий (в миру Михаи́л; 815—885, Моравия) — братья из города Солуни (Салоники), создатели старославянской азбуки и языка, христианские проповедники.
Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учи́тели слове́нские». Принятая очерёдность упоминания: в научных и научно-популярных текстах — сначала Кирилл, а потом Мефодий; в церковно-богослужебном обиходе — в обратном порядке (вероятно потому, что Мефодий имел более высокий сан, нежели его младший брат).»

(У вас есть какие ни будь протесты против этих фактов? Если у вас есть источник с совершенно другими данными – я готов и прочесть).
То что они из Солоник – это понятно: византийская провинция и монахи принадлежали к православной церкви византийского обряда, и подчинялись византийскому патриарху и императору.
Но меня все смущало, что св. Методий (более старший по сану, судя по приведенной информации) родом из Моравии. А что вы знаете про Моравию (про Великую Моравию)?
А оказалось, что эта тема дает очень богатую пищу для размышлений.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_Моравия
3.3. ВЕЛИКАЯ МОРАВИЯ КАК ПРЕДШЕСТВЕННИЦА КИЕВСКОЙ РУСИ
Современным русским и украинцам, которые иногда даже друг в другебратьев не признают, трудно увидеть родню в своих соседях—поляках, чехах, словаках, сербах. Разве что славянской речью они нас напоминают. А между тем, в прошлом наши державы хотя бычастью своихтерриторий входили в однославянское государство — ВеликуюМоравию
Рис. 10. ВеликаяМоравия: а—Великоморавскоегосударство при Моймире I и Ростиславе; б—территориальные приращения до 874 года; в—приращения при Святополке; г—ареал слензан, предположительно входивший в состав Великоморавской державы; д—регион сорбов, находившихся при Святополке в союзнических отношениях с ВеликойМоравией; е— границы соседних политических образований; ж—важнейшие населенные пункты Великой Моравии

Правда, просуществовало оно недолго—с 822 по 907 г., но след вистории оставило значительный. Здесь был поставлен заслон политике поглощения славянского мира немцами и франками. Именно на этой земле славянству удалось в основном отстоять свою идентичность. Отсюда была передана восточным славянам эстафета государственности, благодаря чему и возникла КиевскаяРусь.

Великая Моравия явилась преемницей союза западных славян, который принято называть «государством Само»

Рис. 11. Государство Само
Образовался он в 623 г. всвязи с необходимостью дать отпор аварам, утвердившимся в Паннонии и совершавшим оттуда набеги на славян-земледельцев. Вождь этого союза по имени Само боролся не только с аварами, но и с западными соседями славян—франками, дважды разбив войска их короля Дагоберта I из династии Меровингов. Со смертью Самов 658 г. объединение распалось.

В IXв. здесь опять возникла потребность в объединении. Теперь уже в связи с агрессией Карла Великого и, в особенности, его внука, Людовика Немецкого—первого короля Германского королевства, возникшего после распада империи франков.

В первой половине IXв. между Средним Дунаем и верховьями Эльбы (Лабы) и Одера (Одры) образовалось государство западных славян—Великая Моравия.

Козни Людовика Немецкого с вербовкой союзников в среде самих славян, противных идее централизации государства, вначале не дали результатов. Князь Нитры (будущая Словакия) Прибина, ставший на сторону Людовика, был с позором изгнан из своих владений великоморавским князем Моймиром (818—846). В конце концов за свою прогерманскую ориентацию он вообще поплатился жизнью.

Всеже Людовику удалось свергнуть Моймира. Сделал он это с помощью его племянника Ростислава. (В этом все славяне. Расколоть их не трудно: в их среде всегда находятся «западники».)

Но в целом народ не принял латинства, и борьба с агрессией немцев обрела всенародный характер. Одумавшись, в борьбу с немцами вступил и Ростислав. И натерпелись они от него не меньше, чем от Моймира. Для отражения немцев им былипостроены крепости Велеград, Девини др. В 855 г. Ростислав отразил очередное нашествие немцев и сам вторгся на земли восточных немецких марок.

Вскоре по просьбе Ростислава из Византии в «пику» латинянам были присланы проповедники—Кирилл (Константин) и Мефодий. Они изобрели «славянские письмена», т.е. азбуку и перевели священные книги христианства с греческого на славянский язык. В 862 г. западные славяне приняли христианство по греческому обряду, упоминание о чем имеется и врусских летописях, например, в Ипатьевской.

Как иследовало ожидать, эта деятельность не пришлась по душе германскому руководству и немцы решили избавиться от Ростислава традиционным для нихспособом, поддержав на великоморавском престоле племянника Ростислава—князя Нитры Святополка. Последний опять-таки не изменил славянской традиции и выдал Ростислава немцам. Тот был ослеплен и брошен в темницу.

Святополк признал верховенство Германии и обязался платить ей дань. И опять—осечка. Его дальнейшая деятельность не совпала с планами Германии по онемечиванию региона. Святополк был схвачен и отправлен на суд к Людовику Немецкому. Страна осталась безруководства и попала в руки маркграфов. В стране разгорелось восстание. Возглавил его некто Славомир. В то же время Святополк был признан невиновным и отправлен на «замирение» славян. И опять немцы ошиблись. Святополк присоединился к восставшим и нанес немцам жестокое поражение. Великая Моравия была очищена от маркграфов.

В 874 г. Людовику Немецкому пришлось признать не зависимость Великоморавской державы. В период княжения Святополка (870—894) государство достигло своего наивысшего расцвета и занимало территории, которые ныне принадлежат Чехии, Словакии, Польше, Венгрии, Австрии, Украине, Румынии, Сербии, Болгарии.

Однако назвать существование Великоморавского государства в этот период безоблачным было бы ошибкой. Вмешательство немцев в его дела не только не прекратилось, но даже усилилось. К Мефодию, вернувшемуся из немецких застенков, куда он был брошен по приказу Людовика Немецкого, был приставлен немецкий епископ Викинг. После смерти Мефодияв 884 г. Викинг стал архиепископом Моравиии Паннонии, изгнав учеников Мефодия. Церковная власть в стране попала в руки выходцев из Германии.

После смерти Святополка в державе начались усобицы. Его сыновья не смогли справиться с возникшими центробежными тенденциями. Добили Моравию венгрыв 905— 907 гг. На части великоморавских земель, а именно, в Паннонии, и обосновалась вскоре Венгерская держава, в которую вошла также и Словакия, составлявшая значительную часть Великой Моравии. С тех пор ее развитие пошло особым путем по сравнению с развитием Чехии, которой тогда удалось отстоять независимость.
И из этой информации становится понятно, почему византийский император Михаил III призвал для этой миссии именно уроженца Великой Моравии, а не Великой Болгарии.
Великая Моравия, Государство Само и Карантания https://ru.wikipedia.org/wiki/Карантания - оказались более ранние славянские государства, и я думаю, что именно там были заложены основы славянской культуры. А в Великую Болгарию Византийские Императоры не посылали своих миссионеров, на мой личный взгляд, потому, что болгарские ханы и цари и так были вассалами Византийской империи. Да, частенько они выходили из под контроля, но в конце-концов в трудные времена снова прибегали под крыло Византии. И византийскую культуру они распространяли только как посредники (в частности на Русь). Византийскаое влияние и византийская дипломатия были очень изощренны – на то и родился термин «византим».
Попутно хочу заметить, что тракийские племена вообще не имеют отношения к прото-болгарам. Тракийцы – это родственные кельтам племена.
В посте https://www.sentia.ru/index.php?threads/О-генетическом-профиле-болгар-и-соседних-народов.639/page-2#post-12919 я приводил карты ядра формирования и расселения кельтов и славян в Центральной Европе. Они удивительно совпадают с областью, в которой позже сформировались государства Великая Моравия и Государство Само. А еще позже Польско-Литовское княжество. Так что термин Восточная Тракия, как называлась Македония в Средние Века – совершенно ничего не аргументирует в отношении Болгарского Царства.
Еще ваш вопрос: «Река Вардар - Вар даря - Великая река Аму Даря - не напоминаеть?».
Отвечаю: Напоминает. Wikipedia.org «Амударья́ (уст. Аму-Дарья) (тадж. Амударё, узб. Amudaryo, туркм. Amyderýa) — река в Средней Азии.»
Вполне возможно, что название имеет тюркские корни.
Ваше утверждение: «Более того - все церкви и крепости - болгарской "градби" - точние копия построек Плиски и Преслава. Правда, в Скопие, в церкви, кажеться Святого Наума,видел маленький кусок византийской градби.»
Все церкви/базалики и параклисы Балкан, и вся живопись Балкан имеют либо античные, либо византийские каноны. И каноны эти строго соблюдается. Отступление от канонов я видел только в Велико Търново, в крепости Царевиц – Патриарший собор. Но так как этот собор полностью восстановлен из ничего… - то вопрос каков он был остается открытым.
А вот на Руси церкви и соборы по архитектуре строились ближе к Иранским канонам. Но живопись была строго по византийским канонам.
В конце могу лишь повториться: «Потому как «национальная гордость» слепа. А «зрячие» ее раздражают.»
 

stifen

Продължително пребиваващ
«Еще пару слов об истории, которая вам неизвестна, и пытаетесь восстановит с помощью логики. Македонское царство пало под ударами Рима. Римляне всю население Македонии продали в рабство. Когда болгарский канасюбиги Кубер пришел на территории Македонии, там практически не было населения - пустая территория. Потому что Византийские императори переселили все население возле города Адрианопола»
1.Совершенно точно заметили. но я не хотел писать долгие сообщения. Конечно, после завоевания Римом Македония снова заселилась. В последующие века Балканы подвергались непрерывними нападениями славян, готов, болгар. И тогда население быле переселено возле Адрианополя.
2. Чтобы Методий - родом из Моравии? Впервые слышу.
3. Я очень многое знаю о Великой Моравии. не стал бы доверять Википедии Истина такая, что сами Кирил и Методий были выгнани из Великой Моравии, также и их ученики, которые даже были продани в рабство. И они были выкуплени именно болгарским канасюбиги. тем более, что они были "мизами" - тоесть болгарами. Дело Кирила и Методия в Великой Моравии - было полностью уничтожено еще при их жизни.
Кто и как бы не старалься - но их дело развилось в Болгарии. И от Болгарии, ничуть не от Моравии распостранилось.
4. Старая Великая Болгария была одна. Дунайская Болгария никогда не называлась Великой.
5. логикой вы меня не нагружаете, ибо я закончил факультет философии Софийского Университета "Климент Охридский". К сожаленью, я не могу обещать, что не буду вас нагружать историей и археологий. Только могу порекомендовать заняться их изучением не по Вики.
А вот на Руси церкви и соборы по архитектуре строились ближе к Иранским канонам
Совершенно верно. Поинтересуйтесь кто были их строителями. Например откуда пошли шестигранные башни. Врочем, постройки Плиски и Преслава - типичные для Персии, не для Византии. Ваше утверждение, что все постройки Балкан. типичные для Византии, абсолютно несостоятельно.
В конце могу лишь повториться: «Потому как «национальная гордость» слепа. А «зрячие» ее раздражают.»
Продолжайте считать себя "зрячим". Меня вы не раздражаете, скорее вызываете сожаление, Сожаление тем, что не в состоянии отказаться от своих заблуждений, причиною которых считаю слепая национальная гордость. Как уже писал не раз,наши советские друзья более согласны признать, что славянская письменость принесли им монголы, нежели болгары. Счастливо изучать историю по Вики.
 

neofit

Продължително пребиваващ
Опаньки! И куда делись за 2-3 века милионы тракийцев живших на територии современной Болгарии? Испарились?
По изследованию какого то там швейцарского института генетики 49% генов у современных болгар тракийские! И это абсолютно логично - не могли безследно пропасть жившие тысячилетями на этих землях тракийцев. Или их под корень вырезали пришедшие славяне?:D
П.С. За совет спасибо, но мы давно не живем в стране советов!
Если я предложил ознакомится с предыдущим материалом – то это нормальная ситуация. Если человек действительно хочет поучаствовать в дискуссии а не нагрубить, то корректно будет войти в тему разговора. Это норма культурного общения.
2. Откуда такие сведения, что на территории современной Болгарии проживали миллионы тракийцев. Наверное опять из каких-то историографических источников. Для миллионов – потенциала не хватило бы. Кроме того: как вы думаете какими силами строили свои монументальные сооружения римляне и византийцы? При помощи механизированных колонн? А камень резали алмазными дисковыми пилами?! Ага…!
3. Лично я считаю (да и исторические факты об этом говорят), что рабы – были самым основным товаром на Средиземноморских рынках. И рабы занимались не гладиаторскими боями или пополняли гаремы, а рабы строили все то, чем до сих пор восхищает античная культура и архитектура. И походы римских легионов, не в последнюю очередь, были связаны именно с добыче рабов. А рабов лучше всего брать ближе от дома (логистика проще и сохранность «товара выше»). Кроме того рабы обладающие профессиональными навыками и культурой строительства предпочтительнее всего. «Узбеки» во все времена не сильно ценились. А ближе всего тракийцы и склавины (потенциальные рабы). И лишь потом на варваров свалили большую часть своих грехов. Хотя и варвары были - не мед...!
 

Skorpion_BG

Продължително пребиваващ
1. Не надо так эмоционально реагировать. На данном форуме, на мой взгляд, атмосфера весьма лояльна и корректно. Если я с чем-то не согласен – это еще не причина грубить.
Если я предложил ознакомится с предыдущим материалом – то это нормальная ситуация. Если человек действительно хочет поучаствовать в дискуссии а не нагрубить, то корректно будет войти в тему разговора. Это норма культурного общения.
2. Откуда такие сведения, что на территории современной Болгарии проживали миллионы тракийцев. Наверное опять из каких-то историографических источников. Для миллионов – потенциала не хватило бы. Кроме того: как вы думаете какими силами строили свои монументальные сооружения римляне и византийцы? При помощи механизированных колонн? А камень резали алмазными дисковыми пилами?! Ага…!
Извините если показалось грубо, не хотел ничего такого! Т.е. Вы утверждаете, что все тракийцы в начале первого тысячилетия увезли в рабство и земля на которой сейчас существует настоящая Болгария осталась пустой? Вам не кажется это немного нелогично? Потом пришли славяне /откуда и почему их в рабство не брали?/ и потом протоболгары?
П.С. Насколько я знаком то в начале первого тысячилетия по изследованиям ученых тракийцев было около милиона на Балканском полуострове. Конечно точно никто не может утверждать, но в любом случае по тем временам это было очень большое население. Кстати кто жил в Сердике и в других больших городах в то время? Только римляне?
 

miky

Продължително пребиваващ
2. Откуда такие сведения, что на территории современной Болгарии проживали миллионы тракийцев. Наверное опять из каких-то историографических источников.
В общем то, о числености тракийского населения есть достаточно много сведении. Одно из них утверждает,что в 4 веке, численость тракиских народов составляло больше 3 млн.человек.
Доста по-късно, през IV-ти век в “TotusOrbisDescriptio” се твърди, че Тракия енеизчерпаем извор на способни войници (цитирано от Веселин Бешевлиев,“Проучвания върху личните имена у траките”, стр.62). Съвременни изследователи смятат, че тракийското население само през първите три века на римската власт е възлизало вероятно общо на 3 250 000 души (В. Бешевлев, Проучваня...стр. 51)
Могу предоставить сылку на болгарском, а там есть сылки и на первоисточники.
http://sparotok.blogspot.bg/2013/01/blog-post_24.html
 

stifen

Продължително пребиваващ
В общем то, о числености тракийского населения есть достаточно много сведении. Одно из них утверждает,что в 4 веке, численость тракиских народов составляло больше 3 млн.человек.
Доста по-късно, презIV-ти век в “TotusOrbisDescriptio” се твърди, че Тракия енеизчерпаем извор на способни войници (цитирано от Веселин Бешевлиев,“Проучвания върху личните имена у траките”, стр.62). Съвременни изследователи смятат, че тракийското население само през първите три века на римската власт е възлизало вероятно общо на 3 250 000 души
Косвено это потверждаеть история полководца Велизария, сам он набирал своих солдат главным образом от Тракии. Впрочем, в его армии было и много болгар.
 

neofit

Продължително пребиваващ
В общем то, о числености тракийского населения есть достаточно много сведении. Одно из них утверждает,что в 4 веке, численость тракиских народов составляло больше 3 млн.человек.
Доста по-късно, през IV-ти век в “TotusOrbisDescriptio” се твърди, че Тракия енеизчерпаем извор на способни войници (цитирано от Веселин Бешевлиев,“Проучвания върху личните имена у траките”, стр.62). Съвременни изследователи смятат, че тракийското население само през първите три века на римската власт е възлизало вероятно общо на 3 250 000 души (В. Бешевлев, Проучваня...стр. 51)
Могу предоставить сылку на болгарском, а там есть сылки и на первоисточники.
http://sparotok.blogspot.bg/2013/01/blog-post_24.html
Косвено это потверждаеть история полководца Велизария, сам он набирал своих солдат главным образом от Тракии. Впрочем, в его армии было и много болгар.
Уважаемы господа! Вопрос: Какое отношение имеют тракийцы к утигурам и кутригурам, которые, по сути, являются прото-болгарами? Когда даже к началу проникновения славян на территорию современной Болгарии фракийского этноса, по существу уже не было! Он был полностью ассимилирован в среде эллинского этноса и римской нации. А утигуров и кутригуров даже на горизонте Балкан не виделось
Тракийцы, как у нас говорят «ни сном не духом» не имеют отношение ни к болгарским, ни к славянским ни этносам - ни культурам.
Или вы уже как русская пропаганда: «Россия, сынок, - она везде!» (с)

Ну…- хорошо!
Демократичный ресурс Wikipedia.org вам не подходит. Могу вам предложить, хоть и не академическое издание по истории Болгарии «Краткая история Болгарии. С древнейших времен до наших дней», но издание Советского издательства Москва «Наука» 1987, основанное как раз на академических материалах. Это не монография, а именно труд коллектива специалистов:
Ответственный редактор
доктор исторических наук
Г.Г.ЛИТАВРИН

Редколлегия тома:
Б. Н. БИЛУНОВ
В. Н. ГРЕБЕННИКОВ
В.И.ЗЛЫДНЕВ
Г. Г. ЛИТАВРИН
Д.Ф.МАРКОВ
Естественно оно политически ангажировано, в некоторой мере, но материал использованный – очень добротный.
И еще одно дополнение: книгу вытащил из Интернета; текст сканирован в плохом качестве, книга была в формате.pdf. Но т.к. меня увлекла эта дискуссия я взял на себя труд распознать несколько фрагментов впрямую относящихся к предмету нашей дискуссии. Места, которые, по качеству сканироваия, я не смог разобрать, или не уверен в точности распознания – я выделил квадратными скобками [ ]
Первый материал:
Стр. 9

ФРАКИЙЦЫ И ИХ СУДЬБА

До конца II тыс. до н. э. этнический состав населения Балканского полуострова науке неизвестен. Крупные перемены в эпоху бронзы связаны с миграциями в пределах ареала, признаваемого колыбелью индоевропейцев, населявших не только часть территории Неродной и Центральной Азии, но и ряд областей Восточной, Цен тральной и Юго-Восточной Европы.

Процесс консолидации греческой народности связан с двумя волнами миграции из северных районов названного ареала Европейцы: первую в Ш тыс. до н. э. представляли ахейцы. Их культура пришла на смену критской. Вторую составили дорийцы (ок. 1200 г. до и. э.). Они принесли с собой железо и уничтожили центры ахейской (микенской) культуры, но и многое восприняли от нее. Слияние ахейцев, дорийцев и автохтонов дало начало греческой народности.,

Тогда же на Балканах консолидировались и другие индоевропейские народы, в том числе иллирийцы и фракийцы. Фракийцы впервые упоминаются в «Илиаде» Гомера: они участвовали в Троянской войне (ок. 1200 г. до н. э.). По реке Струме (Стримону) обитали македонцы, составлявшие ветвь фракийцев, но подвергшиеся затем сильному греческому влиянию. Крупным родстственным фракийцам народом в бассейне Моравы и Нижнем Подунавье были мезы (мизы). Формирование фракийской народности совершалось в эпохи поздней бронзы и железа, т. е. с середины II тыс. до конца I тыс. до н. э. Земли фракийцев простирались от Карпат до Эгейского моря и от Черного моря до Моравы и Македонии. Известно до 90 фракийских племен, крупнейшими из которых были одризы (на юго-востоке, во Фракии) и геты и даки в левобережье и отчасти в правобережье нижнего Дуная.

Еще во времена Гомера фракийцы были известны как земледельцы и скотоводы. Славились фракийские кони, вооружение, боевые колесницы; фракийцы торговали зерном, вином, медом, воском, лошадьми, кожами, керамикой, рыбой, тканями.

Основу экономического развития фракийского общества в первой половине I тыс. до н. э. составило овладение металлургией железа, приведшее к крупным сдвигам в хозяйстве и социальной структуре. Развитие шло несколько разными путями к северу от Балканских гор, где был более суровым климат, и к югу от них. На юго-западе Фракии близ рудных месторождений находились и главные металлургические центры. Ремесло все более специализировалось. Обнаружены мастерские, уже работавшие на рынок. Близ культовых мест (например, у Филиппополя — фракийский Пулпудева, современный Пловдив) появились торжища. Торговые пути связывали фракийцев с соседями. Расцвет фракийского общества приходится на V—IV вв. до н. э. Земледелие стало окончательно пашенным, основанным на использовании железного лемеха. Сеяли пшеницу, рожь, ячмень, просо, лен, коноплю, возделывали виноград, фрукты, выращивали овощи. Большого развития достигли овцеводство и коневодство.

С VIII до конца VII в. до н. э. совершалась так называемая великая греческая колонизация, захватившая и фракийские районы от Салоникского залива до устья Дуная. Были основаны такие города (полисы), как Византии (с 330 г. н. э. Константинополь, современный Стамбул), Салмидес (Мидия), Аполлония (Созополь), Анхиал (Поморье), Месамбрия (Месембрия, Месимврия, Мссебр), Одесс (Варна), Дионисополь (Балчик), Калатис (Мангалия), Томи (Констанца), Истрос (Истрия). Общественное устройство полисов-колоний (демократическое, аристократическое) соответствовало порядкам в полисах-метрополиях. Первоначально враждебные отношения с греческими городами сменялись мирными. На побережье образовалась зона синтеза: фракийцы проникли в города, получая права гражданства и содействуя распространению фракийской культуры, греческое влияние, в свою очередь, охватывало близлежащую округу, обусловив постепенную эллинизацию живших здесь фракийцев. Связи с греческими колониями ускорили развитие фракийского общества.

Фракийская племенная аристократия окрепла к середине I тыс. до н. э. Эксплуатация свободных общинников становилась регулярной. Община превращалась в территориальную, соседскую, утверждалось право собственности общинника на пахотный надел. Имущественная дифференциация вела к обеднению части общинников, попадавших в зависимость. Племенные союзы носили военно-демократический характер, вели упорную борьбу друг с другом. Возникли военно-политические и религиозные центры. Вокруг жилищ вождей вырастали крупные поселения, а затем укрепленные города, такие, например, как Ускудум (Адрианополь, Эдирне) на Марице и Кабиле в верховьях Тунджи, основанные одризами. С VI в. до н. э. на смену натуральному приходил денежный обмен. Курсировали греческие и персидские монеты; чеканили в греческих мастерских свои монеты и фракийские царьки.

Фракийская союзно-племенная аристократия исподволь становилась рабовладельческой. Рабы использовались в скотоводстве, в рудниках, в качестве прислуги. Но основную роль играли по-прежнему свободные общинники. Рабов часто сбывали в греческие полисы. К середине I тыс. до н. э. началось становление государств.

Сначала возникло несколько государственных объединений между Струмой и Вардаром, вдоль побережья Эгейского моря и во Фракии, среди которых сильнейшими были одризские. Образованию на рубеже VI—V вв. до н. э. обширной Одризской державы способствовала общая опасность со стороны персов — через земли фракийцев шли походом войска Дария в 514—513 гг. до н. э. против скифов, а затем и войска персов во время греко-персидских войн. Государство одризов охватывало на западе почти все современные болгарские земли и выходило за их пределы на северо-востоке и юго-востоке. Большинство греческих городов-колоний, особенно на Черноморском побережье, признало суверенитет Одризского царства. Одризская держава поддерживала отношения с греческими полисами (особенно Афинами) и со скифами. Наивысшего расцвета она достигла в V в. до н. э.

С VI—V вв. до н. э. фракийские земли вошли в ареал воздействия греческой культуры, слабо затронувшей, однако, сельскую территорию. Быт крестьянина оставался бедным. Резкие изменения претерпел образ жизни знати, подвергавшейся эллинизации. В городах внедрялось строительное искусство греков: планировка, водопровод, канализация, колоннады, статуи, барельефы.

Ввозилось множество греческих вещей и изделий искусства. Ввоз удовлетворял прежде всего запросы знати. Города-колонии развивались в основном в рамках греческой культуры.

Однако продолжали развиваться и собственно -фракийские культура и искусство. Сохранялись культы фракийских богов и богинь. Главную роль играл культ солнца, была распространена вера в бессмертие души, существовал культ возрождения природы—все эти верования отразились в погребальном ритуале. Поклоняясь богам, фракийцы совершали жертвоприношения, обычно кровавые, изредка в жертву приносили людей. Целью жертвоприношений было стремление добиться урожая, плодородия. Часто жертвенным животным оказывалась собака. Весьма популярным был культ так называемого фракийского конника (всадника) : найдено до полутора тысяч изображений конника в 350 географических пунктах Болгарии. Почитался также культ Диониса. Празднества в честь сказочного бога-певца Орфея и Диониса носили оргический характер.

Многое об искусстве фракийцев известно по некрополям. Там обнаружены шедевры ювелирного искусства — зооморфпые украшения из золота и бронзы. Расцвет фракийского искусства приходится на IV — начало III в. К той эпохе относят знаменитую Казанлыкскую гробницу. Ее цветные росписи рассказывают не только о культе мертвых, но и о быте и нравах живых. Знаменит и Панагюриштский золотой клад высокохудожественных священных предметов (диск, кувшин, зооморфные и антропоморфные ритоны — символы власти). Изделия исполнены местного колорита, хотя и ориентированы на лучшие греческие и персидские образцы. Иначе говоря, как и ранее, культура Восточных Балкан служила мостом между Европой и Азией.

Казанлыкская гробница и другие шедевры не чисто фракийские памятники: они представляли синтез греко-фракийского искусства. Но и фракийцы оказали серьезное воздействие на греческую культуру. Фракийские божества Арес и Дионис широко распространились в греческом мире. Культ Диониса причастен к становлению греческой трагедии и комедии. Орфея греки почитали не менее, чем фракийцы. Не было ни одного народа, культурное влияние которого на греков сравнимо с фракийским.

Одризская держава оказалась непрочной. Признаки ее распада стали явными к середине IV в. до н. э. Кризис рабовладельческого греческого полиса создал условия для нового государственного объединения фракийцев, но этому помешала экспансия македонских царей.

Центр Македонской державы лежал в верховьях Бистрицы. Уже в V в. до н. э. это царство играло большую роль в Пелопонесских войнах, а в IV в. стало гегемоном на Балканах. По своему строю оно было сходно с классически рабовладельческими, но с заметными пережитками первобытнообщинных отношений. Власть царя превратилась в монархическую в первой половине IV в. до н. э. По культуре, в особенности по культуре высшего социального слоя, Македонское царство было близко к греческим государствам. Пришедший к власти в 359 г. до н. э. Филипп II в 342—339 гг. положил конец Одризскому царству. Однако Македонская держава была недолговечной: после смерти Александра в 323 г. до н. э. его обширное государство развалилось.

В III в. до н. э. на территории фракийцев развернулась борьба диадохов — преемников Александра. Впрочем, одризы сохранили независимость в приморских районах и в 212—211 гг. до н. э. освободились, изгнав македонские гарнизоны. Однако укреплению царства фракийцев помешали затяжные (до начала II в. до н. э.) войны с греческими городами. Сепаратизм охватил все земли фракийцев. Появились местные династии. Политическую нестабильность усиливал упадок экономики и торговли.

ВЛАСТЬ РИМА И ВИЗАНТИИ

Надвигалась новая эпоха — эпоха римского владычества. Утвердив свое господство на западе Средиземноморья, римляне приступили к завоеваниям на востоке. С начала II в. до н. э. они усилили натиск на Македонское царство, соседние фракийские цари помогали македонцам. Однако к середине столетия римляне сломили сопротивление македонцев и греческих полисов (городов-государств), овладев также частью фракийских земель. В восстании македонцев 149 г. до н. э. против Рима приняли участие и фракийцы. В 80-х годах I в. до н. э. они поддержали против римлян и Митридата Понтийского. Тогда римляне взяли в плен вождя фракийского племени медов Спартака, знаменитого вождя восстания рабов в Италии в 74—71 гг. до н. э. Разбив Митридата в 65 г. до н. э., римляне стали расширять свои завоевания во Фракии.

Власть Рима в Македонии и на землях фракийцев утверждалась с трудом. Борьба то затухала, то разгоралась снова. На земли фракийцев посягали и северные соседи: временно, в 50-х — начале 40-х годов I в. до н. э., над забалканскими районами, и том числе над греческими приморскими городами, установил свое господство царь задунайского дако-гетского царства Буребиста.

После убийства «вечного» диктатора Рима Гая Юлия Цезаря в 44 г. до н. э. Балканы стали одним из театров римских гражданских войн. Фракийцы то признавали власть Рима, то отвергали ее. Известны крупные восстания фракийцев против римлян в 21, 26 и 44 гг. н. э. После восстания 44 г. Фракийское царство было превращено в подчиненные Риму провинции. Еще ранее на территории мезов, за Балканами, была отчасти введена римская администрация. Теперь этот регион стал провинцией Мезия (Мизия, Мисия), включавшей придунайские земли примерно от современного Белграда до Черного моря.


В провинцию Фракия вошли Гем (Балканский хребет), Родопы, Пирин, Рила, Витоша, равнина между Мраморным, Черным, Эгейским морями и часть провинции Македония. Б 86 г. Мезия была разделена на Верхнюю (область к югу от Дуная между Белградом и Ломом) и Нижнюю, соответствовавшую современной Северной Болгарии. Возникла и провинция Малая Скифия (Добруджа). Как пограничной (до покорения римлянами даков за Дунаем в начале II в. и образования провинции Дакия) провинции римляне уделяли Мезии особое внимание: здесь стояло множество римских легионов; проводилась политика активной колонизации захваченных земель; устраивались поселения ветеранов, наделяемых землей и обладавших налоговыми льготами.

К югу от Балканского хребта римская колонизация была менее интенсивной. Во Фракии уцелело немало фракийских сел с общинным землевладением и имений фракийской аристократии. Фракийская знать, на которую опирались римские власти, получала права римского гражданства и превращалась в рабовладельческую наравне с римской. Создавались виллы, основанные на эксплуатации рабов и арендаторов и располагавшиеся обычно поблизости от городов. Это были крупные хозяйственные комплексы с роскошными господскими помещениями, водопроводом, канализацией, банями, садами, портиками, а позднее — в эпоху «варварских» нашествий — и с крепостными сооружениями.

Села находились в подчинении у городов, Сельские жители не располагали ни собственностью в городах, ни правом участия в их общественной жизни. Селом управлял магистр. Он отвечал за выполнение обязательств поселян перед фиском. Ощущался острый недостаток рабочих рук. «Варваров», попавшихв плен, селили на положении полузависимых крестьян, обязанных платить налоги и нести воинскую службу; их продавали и наследовали вместе с их землей. Такие поселенцы были на Балканах предшественниками колонов. А собственно колонат, сопровождавшийся прикреплением свободных крестьян к земле и личности господина, пришел сюда в III в.

Особенно крупными императорские имения были в Мезии. Романизация совершалась здесь быстрыми темпами, тогда как к югу от Балканского хребта и в Македонии она натолкнулась на сильное противодействие греческого этнокультурного элемента. Да и римских гарнизонов, сел ветеранов и имений императора во Фракии было меньше.

На месте лагерей римских легионов в Мезии вырастали обслуживавшие их поселения, превратившиеся в укрепленные города. Так по Дуиаю возникли Сингидунум (Белград), Вимина-циум (Костолац), Бонония (Видин), Дурострорум (Силистра, Дристра), Ноне (Свиштов) и др., а во внутренних районах — Монтана (Михайловград), Абритус (Разград) и др. Города в Македонии, существовавшие с IV в. до н. э., переживали, напротив, упадок. Сохранилась лишь часть их (Филиппи, Стоби, Фессалоники — по-славянски Солунь, современный город Салоники). Города Фракии также сначала не получали прав римского гражданства и находились в большой зависимости от римских наместников, как и в Греции. Оживление наступило только в начале II в., когда, получив права городов, поднялись как рабовладельческие центры старые фракийские поселения Сердика (Средец, София), Берое (Августа Траяна, Стара-Загора), Пауталия (Кюстендил). Их должностные лица (куриалы) по старой античной традиции исполняли свои обязанности безвозмездно.

В императорских салтусах (имениях) во Фракии особенно процветали коневодство и овцеводство. Власти поощряли занятие виноградарством. Активно велась добыча меди, железа, золота, серебра. Рудники были собственностью государства. Здесь широко использовался труд рабов. Более трети оружейного производства империи сосредоточивалось во Фракии. В 170—230-е годы балканские провинции переживали расцвет. Важными торговыми магистралями стали проведенные римлянами стратегические дороги. Их обслуживали дорожные станции со сменными лошадьми и постоялыми дворами. Городские ремесленники были приписаны к коллегиям — объединениям мелких производителем, связанных обязательствами перед фиском. Производители изделий были и их продавцами: лавка совмещалась с мастерской. Основным средством обращения па рынке стала римская монета (солид).

Время римского господства ознаменовалось решительным изменением остатков первобытнообщинного строя и утверждением рабовладельческих отношений, особенно в Мезии, хотя до приходи римлян в социально-экономическом отношении она была менее развита, чем Фракия. Но в целом даже в Мезии рабов было меньше, чем в передовых римских провинциях. Однако, если в Мезии рабовладение еще развивалось по восходящей, в самой метрополии и более развитых провинциях оно уже приходило в упадок. Осповную массу земледельцев Мезии составляли свободные крестьяне — налогоплательщики казны; они подлежали также рекрутским наборам. Кризис рабовладения захватил Мезию в середине III в., и его наступление было ускорено вторжением «варваров». Усилился отпуск рабов на волю. Сходные процессы происходили и во Фракии. С 212 г. по эдикту императора Каракаллы все подданные империи (кроме рабов) обрели права римского гражданства. Мера эта преследовала прежде всего фискальные цели: повинности перед казной распространялись отныне на все население империи. С середины III в. почти два столетия Римская империя вела тяжелые войны с готами. Кроме готов, в империю вторгались бургунды, карпы, герулы, бастарцы, цевки, тайфалы, гунны и др. В 270—272 гг. римляне были вынуждены оставить задунайские владения в Дакии. Балканы оказались ареной борьбы, на которой решались судьбы империи. Именно сюда в III—IV вв. был направлен главный удар «варваров».

Территория к северу от Балканского хребта (Гема) распадалась в III—IV вв. в этнокультурном отношении на две зоны: большая часть внутренних районов была полностью романизирована. На Черноморском побережье, в зоне греческих городов с их эллинизированном округой, доминировали греческий язык, и греческие культурные традиции. Лишь кое-где в деревнях Мезии в IV в. сохранялись фракийские быт и культура, особенно на Геме.

С углублением упадка рабовладельческого строя все более обнаруживалось экономическое преобладание восточных провинций. В 330 г. император Константин I Великий перенес столицу из Рима в Византии (он стал называться Константинополем), отстроив его с необычайной быстротой и великолепием. В 395 г. произошел официальный раздел империи на Западную и Восточную. С тех пор развитие будущих болгарских территорий совершалось в рамках Восточноримской (Византийской) империи.

Конец IV—VI век отмечены усилением кризиса. Рабов все чаще наделяли участком, превращая в мелких зависимых земледельцев. Они постепенно сливались с колонами, большинство которых в IV— V вв. было прикреплено к земле. Колоны несли повинности и в пользу господ и в пользу фиска. Свободное общинное крестьянство, задавленное тяжелыми натуральными налогами и отработками, разорялось. Его воинская повинность заменялась выплатой денег: на эти средства государство содержало наемные войска и «федератов» — укомплектованные из «варваров» отряды, размещенные на Балканах.

Гнет государства усилился и в городах. Члены ремесленно-торговых коллегий были прикреплены к своему ремеслу и обязаны вносить налоги и торговые пошлины. В условиях углубления кризиса античного полиса (у римлян — муниципия) горожане, члены городской общины, теряли свои участки в принадлежащей городу сельской округе: их захватывали крупные землевладельцы. Государство прикрепило куриалов (управителей городов, отвечавших и за их снабжение) к их должностям; ответственные за сбор палогов и содержание общественных зданий, не получавшие платы за должность куриалы разорялись.

Ухудшение экономической конъюнктуры, разорение свободного крестьянства, рост налогов, нашествия «варваров», политическая нестабильность, произвол чиновничества — все это обостряло социальные противоречия; множество людей было лишено имущества и очага. Вспыхивали восстания рабов и колонов. В 304 г. угнетенное население Фракии приняло участие в восстании Прокопия, а в 378 г.— в мятеже готов-федератов, не вынесших произвола властей. В битве с восставшими погиб император Валент. Ширилось движение скамаров («разбойников), разорившихся свободных, беглых колонов и рабов.

Крупные волнения происходили на почве религиозных разногласий, появились многочисленные богословские ереси. Христианство распространялось на Балканах с начала нашей эры, но было гонимой религией. Константин I прекратил гонения и сам принял христианство перед смертью. Уже при нем христианская церковь стала привилегированной организацией. Епископы приобрели огромное влияние в городах. При преемниках Константина христианство стало официальной религией: преследованиям подвергались все, не разделявшие официальную доктрину. BVI в. победило ортодоксальное направление (православие), поддерживаемое властями. Языческие, в том числе фракийские и греческие, культы сурово преследовались.

Нашествия «варваров» тем временем нарастали. Особенно опустошительным было около середины V в. нападение гуннов. Множество сел и городов были сметены с лица земли, сотни тысяч людей убиты или уведены в рабство. Набеги гуннов, готов, протоболгар повторялись каждые пять-шесть лет, порой ежегодно. «Варвары» доходили до стен столицы. ЮстинианI (527— 565), опираясь на ресурсы восточных провинций, приступил к грандиозной программе укрепления границ. Вдоль Дуная была отстроена нз нескольких сот крепостей мощная линия обороны, крепости во множестве были возведены и во внутренних районах. Это строительство и продолжительные войны Юстиниана с целью отвоевания Италии у остготов, Африки у вандалов, а также борьба с Персией за Лазику (на Кавказе) и Армению тяжким бременем легли на плечи народа. Но натиск «варваров» был неудержим. Среди них уже в начале правления Юстиниана все большую опасность стали представлять для империи славяне.

Господство римлян, утверждение христианства и нашествия «варваров» обусловили коренные перемены в этнокультурной жизни Балкан.J

В I—IV вв. на Балканах утверждалась римская культура, захватившая прежде всего города. Латынь стала официальным языком. В городах на форумах (центральных площадях) воздвигались общественные здания: библиотеки, термы (бани), театры, стадионы, храмы. Здания украшались статуями богов и императоров, барельефами, цветными мозаиками, колоннадами, декоративной росписью. Проводились водопровод и канализация, мостились улицы и дороги. С утверждением христианства центральное место в архитектуре города заняла церковь-базилика.

Па берегу Черного моря, в Южной Македонии и во Фракии «сохранялось греческое и эллинизированное население с его культурными особенностями. Традиции фракийской культуры удерживались в основном в сельской местности к югу от Балкан, особенно и горных районах (и Родопах, по течению Струмы). Но и эти традиции изменялись под воздействием культуры греков и «варварских» племен, оседавших на Балканах. Огромным нивелирующим фактором в сфере культуры было христианство, сглаживающее этнические отличия. К началу славянских вторжений фракийцы не сохранились этнически как особый народ. Процесс становления фракийской народности в силу внешнеполитических условий (македонское и римское завоевания) не достиг полного завершения. В Мезии в волнах поселенцев-«варваров» растворились не только фракийцы, но и романизированные жители, имевшие разные этнические корни.

Сложнее обстоит дело с фракийским культурным наследием. Элементы фракийской культуры, усвоенные как греками, так и «варварами» самого разного этнического происхождения, а может быть, и сохраненные в лоне христианской религии остатками собственно фракийского населения, прослеживаются во многих сферах сложившейся здесь позднее болгарской культуры. Эти элементы отразились в колорите народных празднеств (красочные, в маскарадных одеяниях, кукерские игры, нестинарство — искусство хождения босиком по раскаленным углям), в особенностях народной одежды, в украшениях, в обычаях, связанных со сменой времен года, в музыке. На христианские культы «святых»-воинов (св. Димитрия и св. Георгия) были перенесены черты языческого культа фракийского конника. Сохранился ряд топонимов, переданных от фракийцев.

Реликты фракийской цивилизации в славяно-болгарской культуре отступают, однако, на второй план сравнительно с воздействием греко-римской цивилизации, а с IV в. Восточно-христианской (византийской), в рамках которой в течение полу-тысячелетия до заселения полуострова славянам развивалась и видоизменялась сама фракийская культура.
 
Сверху